Официально представители ведомства всё отрицают, но эксперты говорят о вопросе как решенном и даже называют возможные варианты реформирования.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) может исчезнуть в ближайшее время. Расформирование ведомства уже фактически ведется, и часть функций переданы другим структурам. И хотя никаких официальных заявлений о реформировании ГИБДД нет, но в кулуарах вовсю обсуждают ликвидацию организации, про которую во все времена придумывали больше всего анекдотов. Эксперты News.ru разбирались, правда ли это или всего-навсего пустая болтовня.
Так, первый звоночек прозвенел в самом начале 2018 года. Именно тогда началась масштабная «чистка» сотрудников, в ходе которой под сокращение попали 10 тысяч человек. При этом издание обращает внимание, что все они были именно сотрудниками госавтоинспекции, а не гражданскими служащими. Тогда же были озвучены цифры. Как сообщил замминистра МВД Александр Горовой личный состав ДПС сократился почти на четверть (23%), и это при том, что количество автомобилей в России увеличилось на треть. Более того, годом ранее массового сокращения фактически полностью был прекращен набор сотрудников. Но в МВД успокоили насчет порядка на дорогах: другие органы исполнительной власти будут наблюдать за нарушителями правил. Действительно, парковки передали в ведение муниципалитетам. Номера на автомобили можно приобрести непосредственно у дилеров в автосалоне. Экзамены на права тоже частично перешли в ведение автошкол.
С другой стороны, такой ход событий был вполне прогнозируем, если учесть, что само ведомство делало все для того, чтобы стать «лишним звеном». Именно ГИБДД закупала современное оборудования, оснащая дороги многочисленными камерами. Как говорится, технический прогресс вытеснил людей, а именно - гаишников с дорог. Так постепенно стали закрывать стационарные посты. Главу ГИБДД генерала-лейтенанта Михаила Черникова сотрудники между собой называли «председателем ликвидационной комиссии».
Как тонко подметил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, систему ГИБДД невозможно реформировать, только «снести до основания», а затем построить. Он считает, что решение о ликвидации, если оно есть, правильное, потому что инспекция уже давно из органа, стоящего на защите интересов граждан, превратилось в репрессивный аппарат.
Источники издания назвали несколько вариантов видоизмененного ГИБДД. Один из них - спецподразделение в структуре МВД, так называемая «дорожная полиция».
По мнению председателя «Движения автомобилистов России» Виктора Похмелкина, ГИБДД надо распустить и создать министерство безопасности дорожного движения, которое должно выполнять три ключевые задачи: предупреждать дорожно-транспортные происшествия, тяжкие последствия ДТП и бороться с пробками.
Хотя нашлись источники, которые уверенно заявили, что ГИБДД самоубиваться не намерена. Во всяком случае, инспекция не позволит «отжать» этот прибыльный бизнес, так что готова создать на базе ведомства какой-то новый административный регламент,. И даже «приоткрыли» завесу: Госавтоинспекция останется администратором дорожных штрафов.
Нашлись у ГИБДД и защитники в Госдуме. Так, депутат Вячеслав Лысаков говорит, что на сегодня именно инспектор ДПС является единственным представителем силового блока, которому под силу пресечь любое нарушение на дороге.
К слову сказать, разговор о том, что ГИБДД останется администратором дорожных штрафов, очень похож на правду. В апреле Госдума одобрила увеличение штрафов ГИБДД в пять раз. Чернила, можно сказать, еще не высохли на документе, как Госавтоинспекция составила список новых нарушений, за которые предлагает штрафовать автомобилистов по новым Правилам дорожного движения. Речь идет о технических неисправностях и условиях, при которых эксплуатация автомобиля недопустима.