Сейчас заведения адаптируются к новым условиям работы, но не у всех это получится.
Эксперты дали прогноз по закрытию точек общепита в России. По их мнению, несмотря на то, что сейчас число новых кафе и ресторанов растет, к концу года ситуация сильно изменится. Есть очень большая вероятность того, что точки общепита будут массово закрываться.
«Сейчас не стоит ждать существенных изменений в динамике открытий организаций в отрасли общепита, они будут заметны ближе к концу года: к октябрю-ноябрю мы прогнозируем массовые закрытия на рынке», — считает аналитик экосистемы продуктов для бизнеса «Контур» Владимир Савельев, его слова приводит РИА Новости.
По его мнению, в первые пять месяцев 2022 года количество кафе, ресторанов и закусочных в стране только росло, так как рынок хорошо адаптировался к ковидным ограничениям и успел выйти на допандемийный уровень.
«Количество открытий предприятий превосходит количество закрытий, можно сказать, что владельцы не спешат сворачивать бизнес, а выжидают, наблюдают за дальнейшим развитием событий», — отметил эксперт.
Аналитик уверен, что такой эффект наблюдался и во время первого локдауна из-за COVID-19, но тогда закрытий точек общепита все же было больше.
По словам руководителя направления автоматизации малого и среднего бизнеса компании Михаила Добровольского, сейчас заведения адаптируются к новым условиям работы. Он выделил несколько трендов: импортозамещение, СБП, отказ от бумаги и чековых лент, удержание клиентов. Многие компании ищут отечественные продукты вместо импортных, договариваются с поставщиками о рассрочке и скидке. Часть заведений объединяются с другими для совместных закупок — это позволяет сэкономить.
Тем не менее, по прогнозам Владимира Савельева, к концу года часть предприятий может закрыться.
«Существенных изменений в динамике количества предприятий можно ждать ближе к концу года», — отметил он.
В середине мая стало известно, что в России из-за санкций уже закрылось более 6 тысяч заведений общепита. Как пишет ТАСС, они не смогли адаптироваться к новым условиям работы, когда срываются поставки и растет стоимость продуктов. Так, по данным того же «Контура», с 24 февраля по 9 мая 2022 года в РФ закрылось 6,5 тысячи кафе и ресторанов. Это существенная цифра, но она на 26% меньше, чем в 2021 году — тогда закрылось 8,8 тысячи заведений. Кроме того, снизилось и число открытых мест — с 10 до 7,9 тысячи.
«С конца февраля по начало мая 2022 года число предприятий выросло на 1%, процент несущественный. Ожидаем, что к концу года перевес в ту или другую сторону будет более заметен», — отметили в компании.
В марте резко сократилось и число заказов из кафе и ресторанов — речь идет о доставке продуктов и готовых блюд. В период с 1 по 20 марта число заказов по доставке еды из ресторанов в России снизилось на 12–15% по сравнению с аналогичным периодом в феврале, следует из данных ресурса «Чек индекс».
В сервисе CloudPayments подсчитали, что в этот же период онлайн-оборот доставки готовой еды снизился на 18% в денежном выражении, а количество заказов — на 16%. Аналитики сервиса связывают это с тем, что россияне пересмотрели свои траты из-за экономических трудностей — стали реже заказывать еду и чаще готовить дома.
С началом специальной военной операции на Украине западные страны начали вводить санкции против России, ограничивая работу компаний, а иностранные инвесторы на волне «отмены России» и под давлением стран Запада стали уходить из РФ. Такие маневры оказываются для них убыточными.
Компания Visa опубликовала квартальный отчет, в котором раскрыла свои убытки от приостановления деятельности на территории России. Потери составили около 60 миллионов долларов. Шведский производитель телекоммуникационного оборудования Ericsson учел в отчетности за первый квартал 2022 года убыток в 900 миллионов крон (около 95 миллионов долларов), связанный с приостановкой деятельности компании на российском рынке. Миллиардные убытки подсчитывают и другие компании.
А вот популярный ресторан быстрого питания McDonald's окончательно уходит из России, но кое-что оставляет. Новый владелец (свой бизнес сеть продает российскому покупателю) сохранит коллектив, сеть ресторанов и часть меню. Рестораны откроются под новым брендом уже в начале этого лета. McDonald's ушел из РФ под давлением международного сообщества.