Рассказываем, причем тут Китай и почему концепцию критикуют.
Концепция «города 15-минутной доступности» — одна из ключевых градостроительных тенденций будущего. Для многих жизнь в городе утомительна из-за больших расстояний, шумных улиц, пробок и переполненного транспорта, но концепция «15-минутных городов» подразумевает, что всего этого в современных городах быть не должно.
Придумал концепцию «15-минутных городов» исследователь с мировым именем Карлос Морено. По его мнению пространство в городах нужно использовать более рационально.
«В больших городах наше чувство времени искажено, потому что мы вынуждены тратить так много времени подстраиваясь под планировки и большие расстояния современных городов, — замечает профессор. — Я хочу предложить концепцию города, противоположную современному урбанизму. Идея в том, что города должны быть спроектированы или перепроектированы так, чтобы у людей в 15-минутной доступности пешком, на велосипеде или общественном транспорте было всё необходимое».
Под всем необходимым Морено подразумевает доступ к работе, еде, развлечениям, образованию, объектам здравоохранения, паркам. Концепция также предусматривает сокращение транспортного потока — это предлагается сделать за счёт увеличения велосипедных полос в местах отдыха. Здания предлагается использовать для разных целей — например, производственные лаборатории по вечерам могут становиться спортивными центрами или центрами отдыха.
В 2021 году Морено получил премию Обеля за разработку концепции — это награда, которую ежегодно присуждают за выдающийся архитектурный вклад. В 2020 году интерес к концепции подстегнула пандемия — когда люди оказались заперты в пределах одного района, оказалось, что там нет необходимых для их жизни вещей. Идея «15-минутного города» понравилась и климатологам, которые посчитали, что сокращение транспортных потоков — хорошая инициатива.
Мэр Парижа Энн Идальго сделал концепцию основой своей успешной капмании по переизбранию в 2020 году. На вооружение концепцию приняли в различных формах и в других городах — например, в Сиднее и Сингапуре.
В Париже, который приводят как наиболее яркий пример, подход предусматривает закрытие ряда дорог для автомобилей, чтобы отдать предпочтение пешеходам, улучшение велосипедной инфраструктуры, инвестиции в общественный транспорт и развитие велошеринга (проката велосипедов).
Эксперты, поддерживающие концепцию, говорят, что она приносит пользу как обществу, так и планете. По их мнению, благодаря сокращению потребности в автомобилях и объединению ресурсов в более компактные городские пространства, «15-минутные города» более экологичны — там меньше выбросов, а жители находятся в хорошей физической форме.
«Существует большое количество доказательств того, что долгое вождение и сидение в пробках оказывают негативное воздействие на физическое здоровье, — заявил профессор Кентерберийского университета Логан. — Сокращение времени на дорогу означает, что его вы можете потратить более продуктивно: пойти в спортзал, встретиться с друзьями или заняться другими делами».
Но некоторым концепция «15-минутного города» не нравится. Критики проекта уверены, что он фактически усиливает изоляцию, превращая город в гетто с неудобными правилами.
Скандал из-за этого случился в британском Оксфорде, власти которого решили опробовать климатические фильтры и разбить город на 15-минутные районы. Таким образом местный совет захотел решить проблему пробок, но люди восприняли всё иначе — они решили, что покинуть свой район можно будет только со специальным разрешением. В городе даже начались протесты.
На самом деле, ограничения будут введены, но коснуться не людей, а автотранспорта — с 7 утра до 7 вечера в определённых зонах нужно будет разрешение на проезд для транспорта. Разрешения выдадут на 100 дней в год жителям каждой из зон, а тем, кто живет в округе — всего на 25 дней. Исключения будут распространяться на спецтранспорт полиции и скорой помощи. Контролировать дорожную ситуацию будут с помощью камер, а нарушителей будут серьезно штрафовать.
Тем не менее, вопросы по концепции есть, а жители беспокоятся о том, что могут быть запертыми в своих районах или их передвижения будут контролировать, а за визиты в «неправильные» районы — штрафовать. Многие заявляют, что недовольны тем, что власти «хотят заставить их проводить до 90% времени» в их «15-минутной зоне». Ведь именно это и предполагает концепция — всё должно быть равномерно и доступно, поэтому какой должен быть у людей смысл выезжать за пределы своей «зоны».
«Идея о том, что районы должны быть удобными для прогулок, прекрасна. Идея о том, что идиоты-тиранические бюрократы могут распоряжаться, где вам «разрешено» ездить, а где нет — ужасна», — написал в своем твиттере канадский клинический психолог и климатический скептик Джордан Питерсон.
Вдобавок ко всему, в сети активно гуляют видео с зонами, которых якобы всё больше и больше появляется в Китае.
«Такими заборами теперь огораживается всё больше микрорайонов, — пишут пользователи. — Если вы хотите войти в свою зону и выйти из неё, вам нужно пройти цифровое сканирование (распознавание лица)».
И пусть к «15-минутному городу» эти пропускные пункты на видео отношения, скорее всего, не имеют, интернет-пользователи представляют районы для жизни со всем необходимым именно так, похожими на концлагерь.
Ранее «Блокнот» рассказал, что председатель КНР Си Цзиньпин прилетел в Москву и сделал первые заявления.