![Особенности национального туризма: треть россиян никогда не выезжали из своего региона Особенности национального туризма: треть россиян никогда не выезжали из своего региона](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/02/ypXa4vUDAwE-971x605.jpg)
Государство с одной стороны, а бизнес с другой могут заполнить нишу внутреннего туризма, сделать его комфортным и доступным для россиян.
Доллар за девяносто рублей и отмена прямых сообщений со многими странами мира перечеркнули внешний туризм и, казалось бы, открыли дорогу внутреннему. Понятно, что денег у людей сейчас меньше, чем лет десять назад и от развлечений приходится отказываться в пользу затрат на здоровье, образование детей и сложную бытовую технику. Но людям обычно бывает интересно познакомится с чем-то новым и те, кто раньше мог позволить себе поехать в Египет теперь, казалось бы, с интересом должны рассматривать Татарстан.
Краткий курс советского туризма
Советский Союз не отличался высоким уровнем жизни. Разруха после гражданской войны, индустриализация, колоссальные потери в Великую Отечественную и необходимость держать военный паритет с НАТО вынуждали тратить ресурсы не на личные доходы, а на задачи выживания и развития страны. Такая политика сглаживалась за счет огромных социальных фондов. Медицина и образование были бесплатны, при Брежневе половина населения России получила жилье, а предприятия давали работникам туристические путевки.
К началу перестройки число туристических путевок достигла в год сорока миллионов, из которых половина приходилась на санатории. Собственно, основные туристические зоны в Кавминводах, Сочи и Крыму были построены именно в советское время.
Существовал и зарубежный туризм. Еще в 1930 году из Ленинградского порта в круиз вокруг Европы вышел теплоход «Абхазия», на борту которого находились 257 туристов. При Хрущеве за год за границу выезжали по семьсот тысяч граждан, а при Брежневе их число достигло трех миллионов в год.
Это число выглядит крайне незначительным в сравнении с числом зарубежных поездок, совершенных, к примеру, в 2019 году (48 миллионов). Но надо иметь в виду, что с той поры Казахстан и Грузия стали заграницей, да и в отличие от советских времен, когда гражданина выпускали из страны нечасто, нынче один человек может совершить за год множество поездок. Поэтому разница на самом деле менее контрастна.
![](http://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/02/IMG_0583-1.jpg)
Рекорды российского правительства
Треть россиян никогда не выезжала за пределы своего региона, а половина населения страны море видела только на картинках, - сообщает сервис «Зарплата.Ру». Основной проблемой люди назвали безденежье. Ползучая приватизация образования и медицины вынуждает отказываться от отдыха в пользу более важных вещей.
До ковида путешествия могли позволить себе 29% россиян. Но только 4% из них были готовы потратить на поездку по стране более ста тысяч рублей. В основном же речь шла о суммах, допускающих в лучшем случае неделю в Лазаревском. Отправляться куда то в незнакомые места, арендовать там гостиницу или машину люди не рисковали, предпочитая «все включено» в Анапе или Анталии. Про Урал, Байкал и Камчатку говорить не приходится. С той поры денег стало меньше.
Среди работающего населения страны 66 процентов опрошенных не летали на самолетах за последние годы, а 57 процентов никогда не были на море — ни в России, ни за границей.
Еще 35% опрошенных никогда не выезжали за пределы своего региона или федерального округа. Вице-премьер Чернышенко назвал еще более высокие цифры. По его словам почти 88 миллионов граждан России или 60% населения вообще не выезжали в последние двадцать лет из своих областей.
Спустя буквально несколько месяцев он же рассказывал, что ежегодный туристический поток в России достиг 78 миллионов человек. Противоречие между цифрами раскрывается очень просто: в этот «поток» чиновник добавил «отдых» на дачах и пикники на природе.
![](http://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/02/IMG_0670.jpg)
Мистер Твистер
Поток иностранных туристов в Россию в 2023 году вырос в 3.5 раза и превысил 670 000 въездов, следует из данных погранслужбы ФСБ РФ. Лидерами по числу посещений стали туристы из Китая, затем с отрывом следуют Германия, Турция и ОАЭ.
Много ли это? В 2019 году только число китайских туристов в Россию превысило 1.8 млн человек. Впрочем, даже в лучшие годы иностранный туризм приносил в российскую экономику не более 0.1% ВВП, так что его развитие приносило не столько коммерческие, сколько политические дивиденды.
Более того, как отмечала Lenta.ru «организацию поездок к рукам быстро прибрали выходцы из КНР. Они стали возить группы из Китая по магазинам, кафе и отелям, принадлежащим исключительно китайцам. Основной поток денег в регионах не задерживался, а уходил обратно в Поднебесную».
![](http://bloknot.ru/wp-content/uploads/2021/06/000-4-500x333.jpg)
Вряд ли что-то серьезно изменится в обозримое время. Главным препятствием является наше же главное достоинство: пространства страны. В России интересны не города. Да, есть невероятный Санкт-Петербург, древний Псков, ультрасовременная Москва. Но комплексных исторических застроек у нас немного и, к сожалению, они утрачиваются на глазах. Россия в первую очередь страна природных объектов. Но расстояния до природных объектов надо преодолевать не на автобусах, а на самолетах, что дорого. И не надо думать, будто обычные почтальоны и автомеханики из Милана выберут нашу страну вместо рядом расположенных красот Хорватии и Баварии. Точно также семьи предпринимателей и чиновников из Китая предпочитают Малайзию и Южную Корею.
Поэтому Россия есть и будет в первую очередь страной внутреннего туризма.
Нерешенные проблемы российского туризма
Внутренний туризм помимо безденежья соотечественников сдерживает отсутствие комплексной стратегии. Собственно, уничтожение Агентства по туризму продемонстрировало, что у высокого начальства вообще нет понимания, что с этим всем надо делать.
Туризм – это не только сеть гостиниц разного ценового диапазона. Это защита и восстановление исторической застройки. Это хорошие дороги к интересным объектам. Это доступные сайты и путеводители. Это налоговые вычеты за посещение музеев и приобретение туристических туров. Это чистота. Это множество мини-отелей и комфортных кафе. Это возможность арендовать машину для самостоятельных поездок за пределами городов. Это сквозные автобусные туры между разными регионами подобные тем, что организованы по «Золотому кольцу». Это развитие краеведения и местного колорита в городской застройке.
![](http://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/02/IMG_0646-e1707333777401-600x800.jpg)
Применительно к моей родной Астраханской области так получилось, что я являюсь единственным автором путеводителя по краю, выдержавшего уже три издания. Власти не сделали ничего. Но и его проще найти в московских книжных, чем в Астрахани. Точно также, оказавшись в Элисте, Саратове или даже Кисловодске вы не сумеете найти простой удобной книжки, в которой было бы сказано, что можно посмотреть и как туда добраться.
Развитие туризма требует многолетнего комплексного подхода, а этого понимания у чиновничества как раз нет. Меняющиеся губернаторы, очень часто видящие вверенную им территорию в первый раз в жизни, имеют другие приоритеты. Вовсе не случайно пример развития туризма подают национальные республики, которыми при всем прочем управляют люди, родившиеся именно здесь.
Положительные перемены
Автор живет на юге России, но изрядно поездил по стране, а расположенность Астрахани позволяла ему многократно выбираться на машине на Северный и Южный Кавказ. Так что есть с чем сравнить.
Многое меняется в лучшую сторону. Качественные перемены произошли за последние годы в Осетии. Это удивительно красивая республика с грохочущими в ущельях горными реками, заснеженными горными хребтами, потрясающими альпийскими лугами, таинственными некрополями и дореволюционной архитектурой Владикавказа, неиспорченной новостройками. Еще недавно здесь негде было толком перекусить, не говоря уже о том, чтобы разместиться. Сейчас кемпинги и рестораны с вполне разумными ценами выросли в отдаленных горных долинах, не говоря уже о столице республики.
![](http://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/02/IMG_0631-e1707333625277-600x800.jpg)
Рядом Дагестан. Если на Черном море на пляже некуда бросить камень, то Каспий представляет собой для россиян terra incognita. Чуть севернее, в Калмыкии и Астраханской области, море недоступно. Здесь фактически нет береговой черты, а мангровые заросли и камышовые крепи плавно переходят в водную гладь. Песчаные пляжи начинаются только в Дагестане. И сейчас севернее и южнее Махачкалы вырастает целая сеть очень приличных туристических зон со своими пляжами, магазинами и детскими площадками. Сулакский каньон и древний Дербент, барханы и заброшенные аулы придают республике неизвестный жителю равнинной России экзотический колорит.
Целый средневековый туристический город Хой отстроен в Чечне. Его восстановили почти на двухкилометровой высоте недалеко от живописного озера Казеной-Ам, где когда-то располагалась база олимпийской команды СССР по гребному спорту.
Превосходным образцом работы является Татарстан. Великолепно восстановленная историческая Казань, множество кафе, сувенирных магазинов, мини-отелей и арт-объектов, огромные комплексы в Свияжске и Старых Булгарах, отличные дороги, детально проработанные экскурсионные маршруты являют пример глубоко профессионального подхода к делу.
Государство с одной стороны, а бизнес с другой могут заполнить нишу внутреннего туризма, сделать его комфортным и доступным для россиян. И это направление дает не столько финансовую выгоду бюджету, сколько понимание того, какая на самом деле невероятная и уникальная страна досталась нам от предков.