Создал новый русский язык в музыке: 1 июня – День рождения Михаила Глинки

ОБЩЕСТВООбсудить в телеграм
Создал новый русский язык в музыке: 1 июня – День рождения Михаила Глинки

Глинка стал основоположником русской классической музыки, проявил себя как ярчайший новатор.

Также 1 июня Международный день защиты детей, День Северного Флота РФ, День военно-транспортной авиации ВКС РФ, День создания правительственной связи СССР и День памяти святого благоверного князя Димитрия Донского, а также в этот день в 1867 году в Российской империи введен институт мировых судей, в 1922 году открыта первая в СССР международная авиалиния Москва — Кенигсберг, а в 1965 году писателю Михаилу Шолохову присуждена Нобелевская премия по литературе.

Подробнее поговорим о родившемся в этот день выдающемся русском композиторе Михаиле Ивановиче Глинке (1804-1857). Сочинения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов — А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и других. Считается, что Пушкин и Глинка создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке.

Михаил Глинка родился в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. До шести лет Глинка воспитывался бабушкой по отцу Феклой Александровной, которая полностью отстранила мать от воспитания сына. Он рос нервным, мнительным и болезненным ребенком-недотрогой — «мимозой», по собственной характеристике Глинки.

После смерти Феклы Александровны Михаил снова перешел в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего воспитания. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашенная из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламмер.

В 1817 году родители привезли Михаила в Санкт-Петербург и поместили в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. В Санкт-Петербурге Глинка брал частные уроки у видных музыкальных педагогов, в том числе у Карла Цейнера и Джона Филда. В пансионе Глинка познакомился с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила.

Периоды жизни и творчества

По окончании пансиона Глинка усиленно занимался: изучал западноевропейскую музыкальную классику, участвовал в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководил оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство».

С этого момента Глинка все больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и другие.

Однако Глинка долгое время остается неудовлетворенным своей работой. Он настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В 1823 году Глинка работает над струнным ансамблем, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами. В эти же годы расширяется круг знакомств Глинки. Он познакомился с В. А. Жуковским, А. С. Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, А. А. Дельвигом, В. Ф. Одоевским, ставшим впоследствии его другом.

В конце апреля 1830 года Глинка отправился в Италию, задержавшись по пути в Дрездене и совершив большое путешествие по Германии, растянувшееся на все летние месяцы. Приехав в Италию в начале осени, Глинка поселился в Милане, бывшим в то время крупным центром музыкальной культуры. В Италии он познакомился с композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучал вокальный стиль бельканто и сам много сочинял в «итальянском духе». В его произведениях, значительную часть которых составляли пьесы на темы популярных опер, уже не было ничего ученического, все композиции выполнены мастерски.

Особое внимание Глинка уделял инструментальным ансамблям, написав два оригинальных сочинения: Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота. В этих произведениях особенно отчетливо проявились черты композиторского почерка Глинки.

В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена Глинка изучал полифонию и инструментовку. Получив в 1834 году известие о смерти отца, Глинка решил незамедлительно вернуться в Россию.

В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, своей дальней родственницей. Вскоре после этого молодожены отправились в Новоспасское Смоленской губернии, где Глинка начал писать оперу. В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия ее к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с большим упорством препятствовал директор императорских театров А. М. Гедеонов, который отдал ее на суд «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу. Кавос же дал произведению Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята.

Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. В 1837 году Михаил Глинка, еще не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Идея оперы возникла у композитора еще при жизни поэта. Он надеялся составить план по его указаниям, однако гибель Пушкина вынудила Глинку обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых.

В середине 1844 года Глинка предпринял новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он поехал во Францию, а затем в Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, который (позже) стал почитателем его таланта. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своем концерте произведения Глинки: лезгинку из «Руслана и Людмилы» и арию Антониды из «Ивана Сусанина».

Успех этих произведений навел Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений. 10 апреля 1845 года большой концерт русского композитора с успехом прошел в концертном зале Герца на улице Победы в Париже.

Летом 1847 года Глинка отправился в обратный путь, в свое родовое село Новоспасское, затем снова отправился в Санкт-Петербург, но передумав, решил перезимовать в Смоленске. Однако приглашения на балы и вечера, почти ежедневно преследовавшие композитора, довели его до отчаяния и до решения вновь покинуть Россию.

В заграничном паспорте Глинке было отказано, поэтому, в 1848 году он остановился в Варшаве, где написал симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы ее дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений.

В 1851 году Глинка возвратился в Санкт-Петербург, где давал уроки пения, готовил оперные партии и камерный репертуар, а в 1852 году Глинка вновь отправился в путешествие. Он планировал добраться до Испании, но утомившись от переездов в дилижансах и по железной дороге, остановился в Париже, где прожил чуть более двух лет. В Париже Глинка начал работу над симфонией «Тарас Бульба», которая так и не была закончена.

Глинка скончался от простуды, обострившей хроническую болезнь печени, 15 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. Впоследствии его прах был перевезен в Россию.

Музыковеды сходятся во мнении, что историческая роль Глинки заключается в том, что он подвел итог предшествующим исканиям и синтезировал традиции западноевропейской музыкальной культуры и особенности русского народного творчества. Глинка стал основоположником русской классической музыки, проявил себя как ярчайший новатор и открыватель новых путей в развитии отечественной музыкальной культуры.

МИД РФ запутал россиян, является ли НАТО участником конфликта на Украине или нет

Из ответа Пескова Байдену следует, что ударов по центрам принятия решений может и не быть

«Бойцы гибнут сотнями»: что происходит в оккупированной ВСУ Курской области на 29 ноября

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

МИД РФ запутал россиян, является ли НАТО участником конфликта на Украине или нет

ОБЩЕСТВО

В министерстве высказались относительно планов Альянса ввести на территорию Незалежной 100 тыс. «миротворцев».

Из ответа Пескова Байдену следует, что ударов по центрам принятия решений может и не быть

ОБЩЕСТВО

Пресс-секретарь президента РФ прокомментировал возмущение «сонного Джо» атакой ВКС на объекты украинского ВПК и инфраструктуры.

Верховная рада закрыта: после заявления Путина украинские депутаты экстренно "эвакуировались"

В МИРЕ

Вся киевская власть вместе с правительством, офисом президента и национальным банком собралась в одном месте, выяснила газета The Financial Times.

Уже 200 тысяч дезертиров: украинцы массово бегут с поля боя

В МИРЕ

На Западе всё чаще пишут о проблемах в украинской армии. Некоторые эксперты считают, что Незалежную морально готовят к «заморозке» конфликта.

Нужны солдаты, снаряды и ракеты: зачем Белоусов срочно прилетел в КНДР

В МИРЕ

Начался необъявленный визит главы Минобороны РФ Андрея Белоусова в Северную Корею.