Накануне, 24 мая, стало известно о задержании директора департамента транспорта Ярославской области Татьяны Черемных.
Главу департамента транспорта Ярославской области Татьяны Черемных подозревают в получении крупной взятки при проведении транспортной реформы в регионе. Также был задержан коллега чиновницы директор ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области» Илья Прокопьев. Реформа является ключевым проектом губернатора области Михаила Евраева. Инициатором атаки на команду Евраева с высокой долей вероятности может являться его предшественник Дмитрий Миронов, ныне занимающий пост помощника Президента России.
Пикантность конфликту придает профессиональное прошлое двух чиновников. Михаил Евраев длительное время работал в Федеральной антимонопольной службе и занимался разработкой законов для системы госзакупок, благодаря которым его земляки и партнеры сегодня получают десятки миллиардов из бюджета Ярославской области. Дмитрий Миронов же большую часть жизни посвятил работе в правоохранительных органах, где специализировался на расследовании крупных экономических преступлений и коррупции. И Евраев, судя по всему, эту профессиональную битву проигрывает.
Петербургские «варяги»
В октябре 2021 года губернатором Ярославской области в статусе врио был назначен чужой для региона Михаил Евраев. Сам он является уроженцем Петербурга, где начинал свою политическую карьеру в рядах партии «Яблоко», а в дальнейшем работал в столичных структурах Федеральной антимонопольной службы.
В качестве главы региона Евраев практически сразу вступил в конфликт с местными элитами. Своеобразной лакмусовой бумажкой деятельности нового губернатора стал его предвыборный проект – реформа транспортной системы. Для его воплощения Евраев не стал привлекать местных специалистов, а привел в администрацию своих людей. Так, дептранс области возглавила ныне задержанная Татьяна Черемных, до это работавшая в транспортных структурах Тверской области. А директором созданного специально под реформу ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области» стал, также ныне задержанный, Илья Прокопьев, до это работавший на профильных должностях в Крыму и Москве.
Следующим шагом стало уничтожение главного регионального перевозчика в лице ПТАП-1. Принадлежащая мэрии Ярославля транспортная компания по распоряжению Евраева не была допущена к участию в тендерах на пассажироперевозки. Якобы региону невыгодно за бюджетный счет обновлять автобусный парк, а бизнес готов сделать это на свои деньги.
«Для жителей важно получить качественный транспорт. А это миллиардные вложения. Мы не будем объявлять конкурс и говорить: «Все с новым транспортом приходят, а городское предприятие может со старым». Есть общее требование. Для того чтобы его выполнить, бизнес привлекает самостоятельно огромное количество денег, берет эти автобусы и выходит на торги сам с новыми автобусами. Наши предприятия областные и муниципальные не имеют возможностей, чтобы пойти и закупить автобусы по всей области. У нас задача — депо сохранить, не потерять базу. Потому что кредиторы спрашивают, а когда каждое предприятие вернет 300–350 млн», - заявил Евраев.
Но предлог оказался надуманным, поскольку, как показали последующие события, автобусы все равно закупались за счет бюджета, но уже не для городского перевозчика, а в интересах частных компаний. Так, новым главным перевозчиком стала организация «Транспорт Ярославии», она уже получила тендеры более чем на 20 миллиардов рублей. На 51% она принадлежит администрации Ярославской области, а на 49% частной компании «Контроль-Сервис». Конечным бенефициаром последней является московский транспортный холдинг «Мовиста». Еще 15,7 миллиарда рублей по контрактам досталось другой московской компании «Стартранс».
До реформы «Транспорт Ярославии» полностью принадлежал «Мовисте», но под другим названием – «Мовиста Северо-Запад». Юрлицо было зарегистрировано в Петербурге, родном городе губернатора Евраева. Это можно было бы счесть за совпадение, но третьим новым перевозчиком по объему контрактов - 12,7 млрд рублей, стала «Первая пассажирская компания», дочернее предприятие холдинга «Питеравто» петербургского бизнесмена Леонида Бондаренко, хорошо знакомого с Михаилом Евраевым. Что особенно интересно, Леонид Бондаренко параллельно является совладельцем предприятия «Волгабас». Автобусы именно этого завода «Транспорт Ярославии» закупает за бюджетные деньги. Еще часть закупок приходится на продукцию ЛиАЗ, но по необъяснимой причине цена на них в Ярославской области почти втрое выше, чем в соседней Костромской.
Также показательно, что при Евраеве с ГК «Мовиста» было заключено концессионное соглашение на передачу частникам всей трамвайной сети Ярославля, и теперь город в течение 20 лет должен заплатить за обеспечение перевозок более 54 миллиардов рублей.
Таким образом, транспортная реформа Михаила Евраева привела к полной передаче сектора частным компаниям из Петербурга и Москвы. Подобные процессы идут и в других секторах экономики Ярославской области, что, предсказуемо, ведет к прямому конфликту интересов с региональными элитами в лице бизнесменов, чиновников и их покровителей. Ситуацию обостряет недовольство и обычных жителей региона, для которых столь грубый передел сфер влияния несет лишь убытки как в финансовом плане, так и в падении качества жизни.
Немалую роль в описанных процессах сыграла профессиональная деятельность Михаила Евраева в прошлом. До губернаторства он работал в Федеральной антимонопольной службе и является одним из основных авторов законов, регулирующих действующую систему государственного заказа. Он досконально знает все «дыры» системы, потому как сам их и создавал. Эксперты неоднократно критиковали деятельность Евраева и его законов за коррупционность, но «продавить» их ему все же удалось. Интересно, что единственным именитым защитником Евраева оказался Алексей Навальный - экстремист, осужденный за мошенничество в особо крупных масштабах. По словам петербургского политика Бориса Вишневского, соратника губернатора по партии «Яблоко», именно Евраев учил Навального искать коррупцию при проведении госзакупок.
Конфликт «чужаков»
На фоне описанных процессов задержание ключевых исполнителей транспортной реформы Татьяны Черемных и Ильи Прокопьева выглядит не случайным. В пользу этого говорит тот факт, что, по версии следствия, Черемных задержана из-за получения взятки от ГК «Мовиста». Как уже отмечено, при Евраеве холдинг оказался в явно привилегированном положении и в совокупности получил контрактов более чем на 70 млрд рублей.
В такой ситуации ни одна из этих сторон не заинтересована в каком-либо излишнем внимании правоохранительных органов. А значит, интересантом возбуждения уголовного дела и задержания высокопоставленных чиновников может являться третье лицо. Достаточной заинтересованностью и влиянием для этой роли обладает лишь один человек – экс-губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов.
Большую часть жизни Миронов посвятил работе в правоохранительных органах, в 2016 году ему присвоено звание генерал-лейтенанта полиции. Ключевым направлением его работы было расследование крупных экономических преступлений и борьба с коррупцией.
Для Ярославской области Миронов также оказался чужим. Возглавив регион в статусе врио губернатора, он также привел свою команду. Было заменено порядка 250 чиновников и госслужащих на людей из Москвы. В том числе получил свои преференции и столичный бизнес.
Таким образом, попытка Михаила Евраева навести свои порядки под своих людей для Ярославской области не в новинку, но она вступила в прямое противоречие с интересами Дмитрия Миронова и его многочисленной группы ставленников.