
В продолжение нашего предыдущего материала об изменении техники, тактики и стратегии современной войны, необходимо рассмотреть и то, как вообще сопоставляются между собой потенциалы сторон, и от чего зависит военная победа. Подвести, так сказать, баланс.
И опять начнем с опыта мировых войн, как наиболее релевантных в текущей ситуации.
В ПМВ, как мы отметили, было много важных изобретений. Но не все изобретения одинаково полезны, как оказалось. Германия проиграла по многим причинам, но одной из них было неправильный расчет – куда нужно вкладываться? В 1914-1915 большая ставка была сделана на дирижабли «Цепеллины». Они могли далеко летать при сравнительно небольшом расходе топлива. Однако быстро выяснилось, что дирижабли крайне уязвимы для огня противника ввиду своих огромных размеров и полной беззащитности, а также тихоходности. Ставка оказалась битой, но время и средства были на них потрачены – в отличие от Антанты, чьи армии изначально сосредоточились на самолетах.

В 1918 была построена т.н. «Парижская пушка» для обстрела французской столицы с расстояния 120 км, длина ствола 28 метров, вес 138 тонн. Формально - невероятный технический прогресс, снаряд летит в стратосфере на небывалое расстояние. По факту - нулевой эффект. 300 с лишним снарядов, выпущенных по Парижу ни на что не повлияли.
На море немцы сделали ставку на новый вид боевой техники - подводные лодки, попытавшись ввести морскую блокаду вокруг Англии в первую очередь. Блокада не задалась, снабжение Британских островов не прерывалось ни на минуту. А вот блокада самой Германии прорвана не была. Подлодки являлись важным изобретением, но сами по себе изменить ход войны они оказались неспособными. А громадные надводные корабли – дредноуты, на которые возлагались надежды до 1914 года, простояли почти всю войну в портах, за исключением Ютландского боя в 1916, который ничего в ситуации не поменял.
Еще одним немецким новшеством оказались отравляющие газы, то есть химическое оружие. Оно произвело поначалу сильное впечатление, но очень быстро противники – англичане, французы и русские наладили производство собственных ядовитых газов, оказалось, что это обоюдостороннее средство.
Зато британцы изобрели то, что имело долгосрочные последствия – танки, и с помощью них успешно решали штурмовые задачи, несмотря на примитивность первых образцов бронетехники. Немцы же не придали танкам значения, к концу войны англичане выпустили их тысячи, а германцы только два десятка.

Были допущены и геополитические просчеты – несмотря на поражение и выход из войны России, и на оккупацию 1 млн кв километров ее территории, Берлин не смог помешать вступлению в войну США, более того, спровоцировал их (а это уже заслуга британской разведки, прочитавшей германскую дипломатическую переписку, и передавшую ее в Вашингтон с соответствующими комментариями, у немцев же такого уровня шпионажа не имелось), и это оказалось решающим фактором. А вот переброска в пломбированном вагоне русских революционеров во главе с Лениным и последующее их финансирование - не помогли, несмотря на свою «инновационность».
Вторая мировая оказалась еще показательнее в смысле неадекватной оценки тех или иных видов оружия и ставки на них. Крупнейшими проектами ВМВ были, примерно сопоставимые по цене,американский Манхэттенский проект по созданию ядерного оружия и немецкий Фау-2 -баллистические ракеты на жидком топливе. Оба стоили около 2 миллиардов долларов. Но атомная бомба сразу стала сверхоружием, способным переломить ход войны, двух ударов по Японии хватило, чтобы принудить ее к капитуляции. А Фау-2 оказалось пшиком. Никакого влияния на ход войны ракеты не оказала. При этом Америка была гораздо больше Германии по населению, а про территорию и природные ресурсы и говорить нечего, это просто не сопоставимо. Не забудем, что на союзников работали богатства всей Южной Америки, Африки, Австралии, большей части Азии, а территория Америки никаким ударам не подвергалась, а Германию непрерывно бомбили и все интенсивнее. И при таком убийственном соотношении людей, природных богатств и технологий, Германия драгоценные деньги и материальные ресурсы тратила на невероятно дорогую и бесполезную игрушку.
Рузвельт понял, что важно и что не важно. А Гитлер не понял. Атомная бомба могла применяться сразу, в самом первоначальном виде, имелся бомбардировщик Б-29, пригодный для ее доставки. А Фау-2 была лишь первым шагом в развитии ракетной техники, точности не имела никакой – плюс-минус десять километров, а то и более, и это при весе взрывчатки в боеголовке чуть более полтонны. Такая ракета могла лишь пугать.
И у Гитлера оказывалось все так, реактивный самолет-снаряд Фау-1 (сегодня его бы назвали беспилотником, и он выполнял роль нынешних шахедов») был подешевле, но не более точный, и его можно было без особого труда сбивать, так что большинство запущенных аппаратов не долетали до Лондона. У немцев имелся реактивный истребитель Ме-262 (как и ракетный Ме-163), но толку от него было мало, американцы с винтовыми самолетами сбивали их без труда, а, главное, количество их было совершенно недостаточным.Тоже самое передовые немецкие подводные лодки– что бы в Германии не придумывали (а там были новаторские подлодки XXI проекта, и субмарины с двигателем Вальтера), к маю 1943 подводная война, по сути, завершилась. Ее подлодки топились союзниками в таком количестве, что промышленность не успевала восполнять потери.

А все потому, что Британия запустила проект «Энигма» по дешифровке немецкой связи. В Лондоне знали расположение немецких субмарин, да и, вообще, воинских частей и читали отдаваемые высшим командованием приказы. Это тоже был очень затратный проект, но окупался сторицей. И по своему значению не уступал Манхэттенскому. Такой же проект был у американцев против японцев («Магия»), благодаря чему они били их,где хотели и как хотели.
А у нацистов (как и у японцев) ничего подобного не имелось. Всю войну Берлин и Токио действовали вслепую и вглухую, тогда как Вашингтон, Лондон и Москва прекрасно знали об их планах. СССР не благодаря техническим достижениям, а благодаря агентурной разведке, которая проникла не столько к немцам, сколько к союзникам во все самые секретные сферы, начиная с Манхэттенского проекта и «Энигмы», и поэтому Сталин был в курсе всего.
И так во всем – немцы потратили гигантские деньги на строительство бетонных укрытий, где должны были хранится Фау, и откуда их должны были запускать - они не понадобились вообще. Миллиарды ушли на Атлантический вал вдоль морского побережья на 5000 км. Союзникам высадить десант он не помешал, тоже деньги на ветер. У американцев имелись ручные рации «уоки-токи», наподобие современных мобильных телефонов, которые стали революцией в области связи, а для немцев они были предметом бесплодной зависти.
Люфтваффе провалили в 1940-1941 бомбардировки Англии, а после - воздушную оборону рейха. Тоже в результате неумения выбрать приоритеты. Американцы изобрели радиовзрыватели, а у немцев их не имелось, а они по своему значению тоже были как атомная бомба. Немцы создавали сложную бронетехнику – «Пантеры», «Тигры», «Фердинанды», но они стоили дорого и их было мало, а американцы десятками тысяч клепали танки «Шерман», не такие продвинутые, может быть, зато для массового производства. С ракетами и реактивными самолетами Рузвельт, в отличие от Гитлера, не торопился, зато получил уникальные бомбардировщики Б-17 и Б-29, которые, соответственно, разбомбили Германию и Японию.
Британцы перед войной интенсивно развивали радары, а немцы – нет. Поэтому после 1941 Англию почти не бомбили, зато Германию - по нарастающей. Американцы выпустили миллионы автомобилей за войну – и для себя, и для союзников, в том числе для СССР, чтобы перебрасывал и пехоту, и боеприпасы оперативно на фронт. А у немцев многое перевозилось на конной тяге. Про бездарное распоряжение ограниченными ресурсами - вольфрамом, марганцем, нефтью и прочим написано немало.

То есть и в Первую, и особенно, во Вторую мировую войну Германия всякий раз делала неправильный стратегический выбор - какое оружие развивать, чему отдавать предпочтение. Рузвельт и Черчилль выбирали правильно - атомная бомба, дешифровка и т.д., а Гитлер - себе во вред, то ракеты, то реактивные самолеты, которые были нужны как мертвому припарки.
Про Холодную войну писать не будем, ибо она окончилась за самоликвидацией одной из сторон, а не в результате поражения, но на один момент не обратить внимания нельзя – Советский Союз, с гораздо более бедной и отсталой экономикой, одновременно развивал две пилотируемых системы в космонавтике, традиционные «Союзы» одноразовые, и многоразовый «Буран». А богатенькие американцы всегда только одну. Более того, с 1975 по 1981 они вообще не запускали человека в космос, и не страдали, что их авторитет упадет.
Поэтому сегодня, оценивая ход СВО, необходимо держать в голове опыт XX века. Во-первых, надо выстроить такой механизм принятия решений в области техники, чтобы он полностью исключал субъективизм и поспешность. Мы уже налетели на это с беспилотниками «Иноходец», под которые построили перед самой войной целый завод в Дубне, а они оказались бесполезными. Также как и «Байрактары», закупленные украинцами. А вот fpv-дроны мы так до сих пор не научились производить, запчасти ввозим из Китая и тут собираем. Завтра Вашингтон прижмет Пекин – и что нам делать? Не очень понятна ситуация с танками и прочей бронетехникой – довоенные планы вроде «Арматы» одно, а война показала их уязвимость. Про надводный (да и подводный) флот лучше промолчать, тут надо вообще все пересматривать.
Во-вторых, размещение производств, и не только оборонных. Оказалось, что украинцы могут посылать беспилотники вглубь России до 1000 километров. Удар был уже нанесен по Ижевску, и по Кольскому полуострову. Можно сказать, что до Урала уязвима вся территория. Тут тоже - надо либо в Сибирь переправлять все стратегически важное, либо решать каким-то иным способом.
России повезло, от СССР ей достался основной ВПК – Москва и Подмосковье, где в основном сосредоточены КБ и НИИ, Ленинград, Урал, Поволжье, Сибирь. У Украины лишь отдельные предприятия, вырванные из цепочек - «Южмаш», танковый им.Малышева, киевский «Арсенал». Харьков в советские времена был крупнымцентром ВПК, но производственные цепочки нарушены, и он слишком близок к границе, так что заводы не могут работать на полную мощность. То же самое Днепропетровск, Запорожье и Киев. А самые западные районы - Галиция, Волынь и Закарпатье, при СССР были преимущественно аграрными областями, без серьезной промышленности, тем более, военной. Правда, сборка беспилотников и не требует больших мощностей и помещений.
Энергоресурсы России требуют выверенных решений в условиях блокады Запада, и введенных им санкций. Нефть, газ, уголь - это хорошо, нокогда есть стабильный спрос, и понятные пути поставок. Необходимо помнить, что мы воюем не с Украиной, а с коллективным Западом, поэтому принимая решения о тех или иных вооружениях и технике, надо иметь в виду это обстоятельство.
Конечно, громадное значение имеет разведка. Для России особенно, ввиду необходимости не отставать от Запада по технологиям. Но если в 1941-45 на нас работали прогрессивные люди Запада, щедро делясь с советскими разведчиками секретами, начиная с атомной бомбы, то сегодня у России не тот имидж. На симпатии сработать не получится. Не менее важна контрразведка, непрерывные диверсии, организованные Киевом, это показывают. Но дело не только в террористах и диверсантах, но и в банальных агентах. В 2022, сразу после начала СВО, на Россию было оказано мощное информационное воздействие. Как показали последующие события, часть людей перед ним не устояло, стали работать на Киев. Тогда же и ЦРУ запустило свой промо-ролик, зазывая россиян помогать себе. Где гарантии, что в органах власти, в ВПК нет сегодня шпионов, которых удалось тогда завербовать? Гарантий нет никаких, с учетом сотен тысяч релокантов, которые бежали из России.
И, последнее, беспилотники ближнего боя – fpv и «бабы-ежки» со сбросами – стали уникальным явлением в мировой гонке вооружений. Раньше считалось, что любая значимая техника производится крупными фирмами, работающимипо заказам от государства. А тут выяснилось, что основное оружие современной войны, делается сотнями мелких фирм, командами энтузиастов, и то и собирается полевыми мастерскими в несколькихкилометрах от линии фронта. Такое представить ни в Первую, ни во Вторую мировую войну было невозможно.

В нынешнем конфликте победит тот, кто будет вести наиболее взвешенную и разумную, просчитанную на несколько шагов вперед политику. Здравый анализ своих сильных и слабых мест позволит не совершать непоправимых ошибок. И напоминание о войнах прошлого необходимо для неповторения тогдашних ошибок.
Последние Дзен новости сегодня читайте здесь, на Дзен - БлокнотРУ
#Дзен#Новости Дзен
#Дзен новости
#Дзен новости России и мира сегодня
#Дзен новости сегодняя
Свое мнение о подобных событиях публикуйте в комментариях ниже
Самое интересное: