Борьба за власть в республике накаляется в преддверии парламентских выборов.
Абхазия входит в новый выборный цикл, впереди предстоит кампания по выборам депутатов парламента Республики Абхазия. Выборы состоятся в марте будущего года, и очевидно, что политическая борьба будет жесткой. За представительство в законодательной власти страны будут бороться не только провластные и оппозиционные силы, хотя это основные фланги абхазской политики, но и значительное количество политических сил, которые попробуют стать третьей силой в абхазской политике.
Выборы в Абхазии проходят по мажоритарной системе, в 35 избирательных округах страны люди будут голосовать за своих представителей в высшем законодательном органе власти. Абхазия – президентская республика, но парламент здесь традиционно сильный политический институт.
Некоторые горячие головы горят желанием свергнуть действующую власть в Абхазии, но они должны осознавать, что это грозит определенными последствиями (ст. 276 «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти» УК РА). Власть с подобными попытками мириться не будет. Для России политическая стабильность и респектабельность власти является гарантом того, что предоставленная экономическая поддержка будет расходована целенаправленно и эффективно. При этом будет странно, если после нелегитимной смены власти в Абхазии РФ продолжит предоставление экономической помощи. Оппозиции необходимо идти на выборы и своей программой доказывать пользу обществу. Однако сила ее программ сомнительна, учитывая ее маргинальность.
- Абхазия всегда была сильна своими традициями прямой демократии, которые служат одной из опор ее политической системы. Но сейчас для республики не менее важно развитие регулярных политических институтов и процедур. Выборы, представительная демократия, правоохранительные институты должны развиваться наряду с уже развитыми институтами прямой демократии, - заявил по этому поводу кавказовед, научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Московского государственного института международных отношений Николай Силаев.
Механизмы прямой демократии в традиционной культуре подразумевали поиск консенсуса и проведение согласованной политики, например, институт народного схода был фундаментом абхазской демократии. Однако собирались они всем народом для решения только главных, судьбоносных вопросов. Теперь значение этого института в политической культуре девальвируется, поскольку «народным сходом» все чаще называют обычные митинговые акции, зачастую маргинальные.
- Сейчас Абхазии нужнее опыт конкурентных и прозрачных выборов, парламентской демократии, не отягченной попытками давить на депутатов уличными акциями, опыт партийного строительства. Право того или иного политика говорить от имени избирателей подтверждается итогами выборов, а не числом лайков в соцсетях или громкостью криков на митингах. В демократическом обществе публичный политик, не участвующий в выборах, - это абсурд, - сказал Силаев.
Падение значения механизмов и инструментов выборных процедур ведет к хаотизации политического процесса и большому числу других проблем. Примерно так развивались в последнее время события на Украине, выбраться из кризиса государственности после бывает очень сложно.
- Настойчивые попытки оказывать определяющее влияние на политический курс, избегая при этом участия в выборах, в конечном счете представляют собой заговор или мятеж. Неважно, что этот мятеж невооруженный. На примере Грузии и Украины мы видели, к каким последствиям ведут попытки получить власть, минуя проверку выборами. Государственность Абхазии не настолько сильна, чтобы позволять подобные эксперименты. Уверен в своей популярности – доказывай это на выборах, а не угрожай массовыми акциями, - отметил эксперт.