Президиум Госсовета в Волгограде обсудил с президентом Путиным вопросы водного транспорта, туризма и обмеления рек.
Сегодня, 15 августа, президент Владимир Путин провел заседание президиума Госсовета в Волгограде. Темой стало развитие водных путей, которых, напомним – 6,5 тыс. км по России. Как заявил президент страны, внутренний водный транспорт в России имеет большой конкурентный потенциал. Но сейчас находится в негативном тренде.
- Внутренний водный транспорт имеет большой конкурентный потенциал, - заявил президент. - Это низкая себестоимость перевозок, особенно на дальние расстояния, энергоэффективность и относительно невысокие затраты на содержание водных путей. Говорю относительно невысокие потому, что даже на эти относительно невысокие тоже нужно своевременно уже деньги выделять. А для ряда регионов водный транспорт просто не имеет альтернативы, особенно для тех, кто обеспечивается северным завозом.
По оценке Путина, реки, дополненные каналами, и сегодня обеспечивают многосторонние контакты между регионами, играют огромную роль в укреплении единого экономического пространства России, способствуют развитию международного сотрудничества. Президент в то же время сообщил, что глубина водных путей в последние 25 лет сократилась в среднем на четверть, а протяженность путей с гарантированными габаритами судового хода снизилась на 30%. Президент потребовал от чиновников вернуть ситуацию к той, что была на закате СССР.
- Эти проблемы усугубляются и маловодностью ряда рек, в таких условиях более половины судов не могут ходить с полной загрузкой, а это к чему ведет – это ведет к убыткам, к увеличению количества убыточных рейсов, - заявил Путин. - В итоге грузооборот водного транспорта уменьшился в 3,3 раза. Вот, смотрите, в 1990 году грузооборот водного транспорта был сопоставим с автомобильным, сейчас разрыв увеличился в четыре раза.
В заседании президиума Госсовета принимали участие министры и руководители ключевых федеральных ведомств, вице-премьер Аркадий Дворкович, глава Минтранса Максим Соколов, полпред президента в ЮФО Владимир Устинов, губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров и высшие должностные лица субъектов РФ, главы государственных корпораций, транспортных компаний и судостроительных холдингов.
Участники говорили о проблемах эффективности использования водных путей, как альтернативе железных и автодорог. Чиновники признали – из-за обмеления участков рек и водных путей растет нагрузка на другие транспортные сети. Изнашиваются железные дороги, растет стоимость дорожного ремонта.
Кроме того, из-за заброса рек оказался в плохом положении внутренний водный туризм. Тяжело обновляется речной флот, механизмы упрощения туризма пока не введены для иностранцев, и все это снижает доходность речного туризма. Что, в свою очередь, бьет по малым городам и малому бизнесу.
Специалисты признали, что за последние два года действительно потеряли сквозную проходимость Волги и Дона, что привело к снижению перевалки грузов, падению оборота – сейчас по воде переправляют всего 3% грузов. Впрочем, до 2020 года эту проблему предполагают решить строительством двух гидроузлов. Что проблематично, финансирование по нормативам водной отрасли не обеспечивается.
Чиновники просили президента России решить вопросы с изменениями законодательства, поправить правовые основы существования водного транспорта, поручить профильным ведомствам и министерствам разработать более выгодные тарифы для оживления всех сторон деятельности водных ресурсов страны.