Для губернаторов нищих регионов придумали новое наказание

ПОЛИТИКАПрокомментируйте новость
Для губернаторов нищих регионов придумали новое наказание

Но пострадавшим рискует оказаться население

Губернаторов начнут привлекать к дисциплинарной ответственности, а также сокращать объем дотаций на 2021 год, если власти регионов не снижают его уровень и не обеспечивают рост доходов бюджета. Об этом говорится в постановлении правительства, проект которого разработан Минфином. По оценкам ведомства, подобные меры направлены на стимулирование субъектов формировать реалистичные параметры казны.

По информации «Известий», в Госдуме инициативу поддерживают, признавая проблему дотационности регионов. В Совете Федерации предлагают губернаторов сразу увольнять.

В частности, проектом постановления устанавливаются требования к заключению соглашений между регионами и правительством по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов РФ. Прежде всего, речь идет о тех субъектах, в бюджетах которых доля федеральных дотаций в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40% объема собственных доходов, и тех, которые получают дотации по сбалансированности бюджетов. К таковым Минфин относит республики Дагестан, Ингушетия, Крым, Алтай, Тыва, Чечня, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Бурятия, Карелия, Северная Осетия – Алания, Камчатский край и Севастополь.

Для российских губернаторов придумали новое наказание

По данным ведомства, в перечень обязательств региональных властей этих субъектов предлагается включить снижение уровня дотационности и рост налоговых и неналоговых доходов. В качестве меры ответственности за их невыполнение в документе предлагается сокращение объема дотаций на 2021 год, а также дисциплинарное наказание глав субъектов. Так, Дагестан в текущем году занял первое место по уровню дотаций, получив 66,3 млрд рублей.

Первый заместитель председателя комитета по экономической политике Совета Федерации Сергей Калашников заявил «Известиям»: « Если глава субъекта не справляется, снимать его надо».  По его словам, в России всего 17 регионов-доноров, остальные — дотационные. Глава несамодостаточного субъекта может продемонстрировать снижение зависимости от федерального бюджета, однако  оно, как считает сенатор, вряд ли будет значительным из-за постоянного роста затрат. Если же  наказанием станет сокращение дотаций, то в первую очередь от этого будет страдать население.

Глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев заявил «Блокноту», что постановка проблемы правильная, а вот предлагаемые меры вряд ли можно считать действенными. «В конце концов, бюджетные параметры можно включить в KPI губернатора, а вот наказывать привлекать к дисциплинарной ответственности и сокращать объем дотаций странно. В чем выразится эта ответственность? И почему должно страдать население? Пряники надо использовать, сами же это иждивенчество годами порождали. Регионам долгие годы было просто невыгодно. Так отдельные регионы-доноры стали дотационными. Ясно, что это не их вина. Причиной явились внешние обстоятельства. А именно - политика межбюджетных отношений, которую проводило министерство финансов в двухтысячные годы. Для регионов она носила дестимулирующий характер. Получалось так: чем выше темпы развития экономики, а значит и роста бюджетных поступлений, тем хуже для региона», - пояснил Калачев.

По его словам, под одну гребенку попадали и те регионы, чьи собственные доходы исторически существенно превышали расходы, и те, которые едва переступили грань самообеспечения.

«К сокращению числа регионов-доноров вела бюджетная политика, которая подталкивала регионы к дотационности и убивала у них желание развиваться. Следуя этой логике, гораздо проще и выгоднее было быть дотационным субъектом, нежели постоянно прикладывать усилия для роста экономических показателей, расширять налоговую базу, повышать бюджетную обеспеченность. Дотационный регион гарантированно получал федеральную финансовую поддержку, а донор не только лишался  дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, но и в значительно больших пропорциях должен был софинансировать федеральные программы. Так чего теперь на зеркало пенять? За что боролись - на то и напоролись», - заключил эксперт. Он подчеркнул, что в нынешних условиях возможности поиска драйверов роста для регионов все более и более ограничены.

Данная инициатива показывает, что федеральный центр озабочен экономической ситуацией в регионах и хочет простимулировать губернаторов зарабатывать деньги для своих территорий, пояснил «Блокноту» политконсультант Дмитрий Фетисов. «При этом непонятно какой эффект это даст на практике. С одной стороны, это повысит нагрузку на губернаторов и их команды в условиях нехватки финансирования из федерального центра, с другой может реально подстегнуть ряд губернаторов работать активнее. При этом многое будет зависеть и от того как будет окончательно выглядеть законодательная инициатива после обсуждения в Госдуме и Совете Федерации», - сказал Фетисов.

По оценкам эксперта аналитического агентства «Политсобрание» Натальи Желтовой, федеральный центр таким образом пытается «простимулировать регионы». «Надо признать, что сегодня многие регионы привыкли быть нищими. Как ни парадоксально звучит, но подчас это очень удобная позиция – стоять с протянутой рукой. Регионы отвыкли зарабатывать и ждут регулярных дотаций из федерального бюджета. Это ненормальная ситуация», - заявила «Блокноту» Желтова.

По ее словам, необходимо учитывать территориальные различия: «Понятно, что по целому ряду условий нельзя, например, сравнивать Камчатский край и Самарскую область. Однако главы регионов должны иметь стимул в виде кнута и пряника для кардинального изменения ситуации».

Комментировать
Эту новость прокомментировали 0 раз
Новое от пользователей