На встрече с фракцией «Справедливая Россия» в Госдуме генеральный директор ФГУП «Почта России» Дмитрий Страшнов рассказал о своем видении реформы почтовой системы страны. Встреча с депутатами проходила в преддверии второго чтения законопроекта, направленного на реформу «Почты России». После первого чтения «Справедливая Россия» поддержала предложенный правительством законопроект, но дальнейшую свою позицию определит по результатам диалога с руководством отраслевого гиганта. Диалог получился занятным…
Бедная «Почта России»
«Почта России» – стратегическое предприятие, второе по численности в России, здесь занято более 360 тысяч сотрудников. 87 процентов сотрудников – женщины, средний возраст – 57 лет. Инфраструктура очень изношена. По словам Страшнова, никто не занимался почтой 10-15 лет – нужна масштабная модернизация.
Во внесенном в Госдуму законе нужны корректировки, считает Страшнов. На данный момент «Почта России» вынуждена работать не неприбыльных сегментах рынка (доставка обычных писем, бандеролей и т.д.), тогда как частные почтовые компании (примерно 500 операторов) могут выбирать себе наиболее прибыльные зоны рынка услуг (массовые рассылки в больших городах). «Почта России» сейчас – монополист только в неприбыльных сегментах рынка, на других секторах она вынуждена конкурировать с российскими и иностранными компаниями.
Страшнов считает, что в законе должен быть прописан компенсационный механизм – как «Почта» будет получать компенсации за работу в неприбыльных секторах. В нынешнем законопроекте предусмотрены фиксированные расценки на услуги почты, что не позволяет предприятию конкурировать с коммерческими компаниями и зарабатывать деньги. Это положение нужно исправить.
Но потенциал огромный
Другая проблема – использование инфраструктуры «Почты России» сторонними операторами за счет нанесения фланкировальными машинами фальшивых оттисков. Выход – все фланкировальные машины должны быть поставлены под контроль, считает гендиректор.
В законопроекте введено понятие «почтовый банк» и «почтовые банковские услуги». Это значит, считает Страшнов, что такие услуги будут регулироваться Центральным банком России, хотя почтовые переводы приносят «Почте России» около 49 процентов всех доходов. Возможно, в будущем «Почта России» получит банковскую лицензию и тогда сможет действовать как банк и платежная система, сказал Страшнов. Сегодня через «Почту России» проходит в виде переводов, пенсий и др. более 4 триллионов рублей в год.
Страшнов отметил, что 30 процентов населения страны живут в городах с населением менее 20 тысяч человек, в которых нет офисов банков, но есть сеть отделений «Почты России». Это потенциальные потребители банковских услуг почты России, дал понять Страшнов. И это огромный потенциал для введения в оборот, в экономику наличных денег населения. Получив банковскую лицензию, почта сможет вернуть все эти личные сбережения в экономику страны.
Депутаты поинтересовались…
После рассказа Страшнова о бедственном положении почты страны и претензиях к законопроекту, что стало несколько удивительным для законодателей, поскольку законопроект написан и внесен правительством, депутаты фракции задали руководителю вопросы.
В вопросах звучали претензии к «Почте России», которая на выборах оказывается втянута в выполнение политических заказов и задействуется в рамках админресурса местной властью.
В ответ Страшнов сказал, что «Почта России» не должна быть политизирована, хотя подобные вещи могут случаться.
Другой вопрос – низкая заработная плата. В деревнях это 6 тысяч и постоянно закрытая почта. Нельзя ли хотя бы до 10-ти поднять?
Ответ Страшнова: цель сегодня – за пять лет поднять зарплату в два раза, но эти деньги нужно заработать. Фонд зарплаты занимает 70 процентов, следовательно выручку надо увеличить в 2-2,5 раза. С 1 января подняли всем на 15 процентов. 4-6 тысяч – полставки – это 2-4 часа работы в день. Зарплата доярки – за 10-часовой рабочий день – 9-10 тысяч. Сопоставимо. В Москве же за последние полгода зарплату подняли на 40 процентов. Но нужно еще поднимать, особенно руководителям среднего и высшего звена.
И тут как-то вдруг разговор соскользнул на тему о зарплате самого гендиректора. Страшнов сказал, что ему стыдно за то, сколько он зарабатывает сейчас, и отказался назвать сумму. Сказал, что когда работал в коммерческой компании, зарабатывал большие деньги для акционеров и получал в среднем в 10 раз больше, чем сейчас. Только после усиленного допроса Страшнов признался, что получает 200 тысяч в месяц и что остался без бонусов, так как 1,5 млрд. «Почта» потратила на повышение зарплаты сотрудников.
Инвентаризировать, чтоб продать…
Еще одно признание главного почтовика в ответ на вопрос – суммарный размер площадей всех помещений и земельных участков, неизвестен. И никто не знает, инвентаризировано пока 80 процентов имущества, 100 будет к концу года.
Что потом? Данные в Росимущество и переход на баланс федеральной собственности. После этого можно акционироваться.
- Тогда что-то можно будет продать и поднять зарплату, купить оборудование. РЖД, Росатом шли по этому же пути. Процесс обкатанный, - сказал топ-менеджер. Последнее выражение вызвало саркастическую усмешку у депутатов фракции…
В завершение встречи, Страшнов еще раз повторил основные два тезиса: 1. «Почте» нужно компенсировать работу в неприбыльных секторах. 2. «Почте» нужно дать возможность зарабатывать.
Иначе по-прежнему можно будет видеть самые неожиданные товары на продажу в отделениях почты, вроде крема для эротического массажа, который сам Страшнов обнаружил на почте в одной деревне с населением в 20 пенсионеров…
Самое интересное: