Складывается парадоксальная ситуация: есть уголь, есть спрос со стороны Индии, Турции и Китая, однако из-за бюрократии продажи угля существенно упали.
Индия и Турция, которые являются крупнейшими после Китая импортерами российского угля, в 2024 году резко сократили его закупку. Снизил закупку российского угля и Китай. И проблема оказалась не в санкциях, не в нехватке сырья и не в снижении спроса. Как выяснили «Ведомости», Россия теряет сотни миллиардов рублей из-за бездарности чиновников и безответственности бизнеса.
При этом комиссия Госсовета по энергетике заявила, что по итогам 2024 года общие убытки приблизились к 450 млрд рублей. По информации Центра ценовых индексов (ЦЦИ) поставки в Индию упали на 37% по сравнению с предыдущим годом и составили 25 млн тонн, тогда как экспорт в Турцию сократился еще сильнее — на 39%, до 14 млн тонн.
Китай в 2024 году также снизил импорт российского угля на 7% по сравнению с предыдущим годом. В прошлом году Пекин закупил у Москвы 95,1 млн тонн этой продукции. В денежном выражении, по данным Главного таможенного управления КНР, поставки сократились на 25%, до $10,9 млрд.
При этом основной причиной спада называют логистические и бюрократические сложности, связанные с перевалкой угля в портах Азово-Черноморского бассейна.
Как сообщили «Ведомости», одним из ключевых факторов, повлиявших на падение экспорта российского угля, стал кризис на терминале ОТЭКО в порту Тамань. Разногласия по тарифам между владельцем терминала, угольными компаниями и местными чиновниками привели к резкому снижению отгрузок.
При этом за первые два месяца 2024 года перевалка угля в Тамани сократилась в 2,6 раза — до 1,6 млн тонн в годовом выражении. В марте–апреле, как сообщали источники, перевалка практически остановилась. И остановка, как рассказали в компании «Сибантрацит», продлилась около пяти месяцев.
«Для устойчивого восстановления экспорта через южные маршруты в 2025 году необходима прозрачная тарифная политика — фиксированная ставка без скрытых коэффициентов и надбавок, а оптимальным решением мог бы стать тариф, рассчитанный ФАС с учетом минимальной рентабельности порта», - считают в компании «Сибантраците». Однако никакой «прозрачной тарифной политики» до сих пор нет даже на горизонте.
«Спад перевалки угля связан с рядом критических факторов, включая логистические проблемы, изменения в законодательстве и определенной трансформации мирового спроса. Кроме того, ужесточение экологических норм, введенных как национальными, так и международными органами, меняет рынок, вынуждая производителей адаптировать свою деятельность и тратить дополнительные ресурсы», - уточняют эксперты.
При этом к числу сопутствующих проблем относятся растущая загруженность портов и задержки в графиках отгрузки, что еще больше снижает эффективность работы.
Как рассказывает издание «Финобзор», сокращение экспортных поставок из Тамани началось в конце 2023 года, когда несколько производителей угля на рынке приостановили поставки на терминал «ОТЭКО» из-за непомерных ставок перевалки, которые достигали примерно 40 долларов США за тонну.
При этом, несмотря на то, что в мае Федеральная антимонопольная служба (ФАС) попыталась оказать давление на «ОТЭКО» с целью снижения тарифов, корректировок было недостаточно. В итоге ни у чиновников, ни у бизнеса не получилось договориться.
В августе 2024 года ФАС возбудила уголовное дело против «ОТЭКО», посчитав ее тарифы экономически необоснованными и ущемляющими интересы потребителей. Позиция регулятора основана на недостаточном обосновании повышения тарифов. Однако пока что никаких реальных подвижек в этом вопросе нет.
Поскольку поставки угля через южный и северо-западный терминалы остаются убыточными, ожидается, что в ближайшем будущем инфраструктура угольных терминалов «ОТЭКО» будет по-прежнему недостаточно загружена.
При этом в пресс-службе «ОТЭКО» всю ответственность переложили на «Российские железные дороги». Комментируя претензии антимонопольной службы, там указали на то, что среднемесячная отгрузка угля в адрес Тамани летом 2024 года снизилась на 30% к аналогичному периоду прошлого года и составила менее 1,4 миллиона тонн из-за сокращения провозных способностей железной дороги.
Таким образом, пока местный бизнес и чиновники не могут разобраться с тарифами, Россия теряет сотни миллиардов рублей, которые она могла бы дополнительно зарабатывать на экспорте угля.
Складывается практически парадоксальная ситуация: есть уголь, есть спрос со стороны Индии, Турции и Катая, однако из-за местной бюрократии и нежелания бизнеса идти на компромисс продажи угля упали на сотни миллиардов рублей.
В комментарии «Блокноту» в «ОТЭКО» сообщили, что в настоящее время «компания снижает тариф на перевалку угля». Получится ли исправить ситуацию? Поживем - увидим.
Обиднее всего, что все это происходит на фоне санкционного давления на нефтегазовый сектор России, который также несет определенный потери. Но если там давят международные санкции, то здесь все упирается в бездарность местных властей и бизнеса.