Всё как у мышей: ученые нашли 1000 отличий женщин от мужчин

Генетика1 комментарий
Всё как у мышей: ученые нашли 1000 отличий женщин от мужчин

Речь идет о генах, которые, по словам исследователей, активируются под воздействием половых гормонов и влияют на поведение млекопитающих.

Часто говорят, что мозг у мужчин и женщин работает настолько по-разному, что одни будто бы происходят с Венеры, а другие с Марса. Новое исследование подтверждает эту гипотезу: ученые обнаружили 1000 генов, которые гораздо более активны у одного пола, нежели у другого. Правда, эксперименты проводились на лабораторных мышах, но специалисты уверены, что сделанные ими выводы в полной мере распространяются на людей.

Исследователи искали различия в головном мозге самцов и самок мышей, делая упор на области, которые, как уже давно было установлено, отвечают за программирование поведенческой линии «завоевание (конкуренция за объект) — контакт — спаривание — расставание».

Исследователи утверждают, что одни и те же гены определяют поведение и мышей, и людей

Анализируя ткани этих структур мозга, ученые обнаружили более 1000 генов, которые значительно более активны в мозге одного пола по сравнению с другим. «Используя эти гены в качестве отправных точек, мы идентифицировали группы клеток мозга, которые управляют определенным типичным для пола поведением», — объяснил автор исследования Нирао Шах, профессор психиатрии, поведенческих наук и нейробиологии.

Типичное для пола социальное поведение было «прошито» в мозге животных на протяжении миллионов лет эволюции. Мыши-самцы, например, быстро распознают пол незнакомцев своего вида, посягающих на их территорию. Если нарушитель — другой самец, хозяин немедленно бросается в атаку, а если самка — так же бурно начинает ухаживания.

Самки мышей тоже проявляют определенного рода агрессию — но не территориальную, а материнскую, нападая на все, что угрожает. Их готовность к спариванию при этом, в отличие от самцов, зависит от цикла и строго периодична. «Это примитивное поведение необходимо для выживания и размножения, и оно в значительной степени инстинктивно», — говорит Шах.

Ученые выявили 1000 генов, которые у самок гораздо активнее, чем у самцов

По его словам, некоторые из обнаруженных исследователями генов также являются факторами повышенного риска развития заболеваний головного мозга, которые чаще встречаются у представителей того или иного пола. Среди 207 генов, уже известных как гены высокого риска расстройства аутистического спектра (которые в четыре раза чаще встречаются у мужчин, чем у женщин), исследователи определили 39 как более активные в мозгу того или иного пола: 29 — у мужчин, 10 — у женщин. Они также выявили гены, связанные с болезнью Альцгеймера и рассеянным склерозом, которые чаще поражают женщин, чем мужчин.

Важным открытием стало обнаружение более сотни «женских» генов, которые у самок работают интенсивнее, чем у самцов, причем в зависимости от гормонального цикла. Мутация в этих генах имеет для организма куда более разрушительные последствия, чем изменения менее активных генов. Из-за таких мутаций женщины, по словам ученых, могут страдать мигренями и мышечными болями. При наличии психических расстройств и эпилепсии приступы и припадки тоже зачастую происходят по «лунному календарю».

Структуры мозга, на которых сосредоточились исследователи, являются общими для млекопитающих, включая человека. «Мыши — не люди, — сказал Шах. — Но разумно ожидать, что аналогичные типы клеток мозга будут играть схожую роль в нашем типичном для пола социальном поведении».

Согласно выводам ученых, поведение женщин в отношении мужчин зависит от стадии менструального цикла

По словам исследователя, им с коллегами приходится практически искать иголки в стоге сена, поскольку клетки головного мозга, которые они идентифицировали как критические важные для половых поведенческих различий, составляют менее 0,0005% всех клеток в мозгу мыши. Отделить их от окружения и изучить генетическое содержимое, по одной клетке за раз, — это настоящая ювелирная работа.

«Поэтому мы начали с клеток, реагирующих на женский половой гормон эстроген (он присутствует и в организме мужчин, но в гораздо меньших количествах). Уровень эстрогена и прогестерона у женщин увеличивается и снижается по циклу, как фазы луны, а вместе с ними активизируются и соответствующие модели поведения, характерные для самок млекопитающих», — объясняет Шах.

У мышей все просто: максимум сексуальной активности (эструс, или течка) приходится на овуляцию и характеризуется пиковыми концентрациями женских половых гормонов в крови, а полярная противоположность этого состояния — диэструс — наоборот, связана с минимальными гормональными показателями.

Учёные считают, что генетические различия, определяющие разное поведение у самцов и самок, возникли в процессе эволюции

Сравнивая клетки мозга самцов, самок в эструсе и самок в диэструсе, ученые выявили 1415 генов, которые активируются под воздействием половых гормонов. «Если описывать их работу примитивно, то при включении эти гены запускают определенные поведенческие модели — например, проявление сексуального интереса к потенциальному партнеру или, если половые гормоны на минимуме, агрессивную реакцию на заигрывания», — поделился Шах. Впрочем, по его словам, им с коллегами удалось пока открыть только «верхушку айсберга», поскольку таких генов, которые они выявили, на самом деле может быть куда больше.

Ученые давно ищут биологическое обоснование различиям между мужчинами и женщинами. Так, например, установлено, что мужской мозг объемнее и тяжелее, но женский работает эффективнее за счет расходования меньшего количества энергии — а в раннем возрасте все процессы в нем вообще идут вдвое быстрее, чем у мальчиков-ровесников. Кроме того, в процессе эволюции основным способом восприятия для мужчин стал визуальный (не зря говорят, что они «любят глазами»), тогда как женщины сосредоточены на вербальной информации.

Без ядерного оружия победить не сможем: полковник ВДВ рассказал о перспективах столкновения с Западом

Эксперт напомнил, что НАТО как минимум в пять раз превосходит Россию по личному составу и вооружению.

Путин заявил, что вхождение Финляндии и Швеции в НАТО не вызывает у него беспокойства

Президент Путин заявил, что вступление Финляндии и Швеции в НАТО не угрожает России.

«Китайский бренд под старой маркой»: каким будет новый «Москвич»

Автомобили

В России заявили о воссоздании легендарного отечественного автомобиля.

Хотят нагадить россиянам: отечественные аналоги западных приложений столкнулись с кибератаками

Технологии

Украинские хактивисты отчитываются об успехах, но все их усилия напрасны.

В морг – значит, в морг: у скандальной московской фирмы могли быть сообщники, помогавшие ей оформлять смерти без вскрытий

Здравоохранение

Под подозрение попали сотрудники морга ЦНИИ Туберкулеза – именно туда целенаправленно отправлялись тела пациентов, умерших при лечении в клинике «Медицина 24/7»

“Придем за вами на рассвете”: хакеры из группировки Killnet объявили кибервойну странам Запада

Хакеры готовы уничтожать IT-инфраструктуры стран, поддерживающих русофобию.