
Мосгорсуд 25 января приговорил Гиркина к четырем годам общего режима.
25 января Московский городской суд вынес приговор Игорю Стрелкову: 4 года исправительной колонии общего режима. Гиркину предъявили публичные призывы к экстремистской деятельности в Интернете (часть 2 статьи 280 УК, до пяти лет лишения свободы). Перед этим сторонники Гиркина молились, чтобы Бог вразумил судью. Не помогло. Приговор Стрелкову во многом уникальный: судили человека, который активно добивался не поражения, а победы России. И критиковал власть, стремясь стимулировать первых лиц государства более жестко и решительно добиваться разгрома киевского режима. Поэтому сравнивать приговор «рассерженному патриоту» с предателями или шантажистами – не совсем корректно. Тем не менее, посмотреть, насколько суровое наказание получил Стрелков – можно.
Без оправданий
Менее трети от одного процента оправдательных приговоров вынесли российские суды в 2023 году - 0,326% от всех вердиктов. Именно такой была доля оправдательных приговоров у знаменитых «троек» – «Особых совещаний» в 1937 году - 0,03% . В том же, 1937-м, число оправдательных приговоров, вынесенных народными судами РСФСР, составляло 10,3%.
Для сравнения: суды Чешской Республики, Финляндии и Франции вынесли в 2023-м по 4 процента оправдательных приговоров, Болгарии - 2,5 процента, Венгрии - 3 процента, Нидерландов – 10%, США – до 20%. Но гуманизм российского суда в начале 20-го века был еще больше: 40% подсудимых были оправданы судом присяжных.

С учетом, что сейчас статистика суда в целом более жесткая, чем в 1937 году, ожидать от российской Фемиды гуманизма – наивно. Тем более, когда в условиях боевых действий речь идет о Госизмене - ст. 275 УК РФ. Если в 2019 году по этой статье осудили восемь человек, в 2020 году — шесть, в 2021 году — 14, в 2022 году — 16. В 2023-м было вынесено уже 37 приговоров и ещё 70 дел поступило в суды.
Параллели со Стрелковым тут никакой. Просто для сравнения: сколько получили те, кто «торговал Родиной», и сколько тот, кто призывал и призывает ее спасти.
Срока огромные
Признанный иноагентом политик и оппозиционер Владимир Кара-Мурза в апреле 2023 года стал первым осуждённым по новой расширенной версии статьи 275 УК РФ, которая включает в себя «оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации». Иноагенту дали 25 лет колонии.
В июне Мосгорсуд приговорил к 12 годам строгого режима 71-летнего Валерия Голубкина — профессора МФТИ и ведущего научного сотрудника Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), который специализируется на сверхзвуке. В ноябре 2018 года Голубкин, по указанию начальника, передал иностранному координатору проекта Йохану Стиланту отчеты о проделанной работе. Начальник - Анатолий Губанов – тоже был арестован и в октябре 2023 и получил точно такой же срок.

Илья Сачков — известный предприниматель и основатель компании Group-IB, которая специализируется на информационной безопасности. Его приговор — 14 лет лишения свободы в колонии строгого режима за госизмену. Поскольку речь идёт о государственной тайне, то суд подробности не раскрывает.
Ну и особняком – признанный террористом и экстремистом Алексей Навальный. Очередной приговор - 19 лет колонии особого режима.
Дезертиры
В 2023 году активно заработала статья, предусматривающая от 5 до 15 лет лишения свободы за дезертирство в период мобилизации или военное время, а также в условиях вооруженного конфликта. Первый приговор был оглашен в Мурманской области уже в декабре. С весны 2023 года военнослужащие стали регулярно получать сроки с отбыванием наказания в колонии строгого режима: на Камчатке (8 лет), в Алтайском крае (6,5 года), Крыму (9 лет), Забайкальском крае (7 лет), Севастополе (5 лет). 5 лет в колонии общего режима проведет мобилизованный из Новосибирской области, который сдался властям.
В мае за массовое дезертирство были осуждены на сроки от 6 до 7 лет строгого режима сразу восемь мобилизованных в Калининградской области. В сентябре первый приговор получила женщина-военнослужащий в Северной Осетии (6 лет колонии общего режима).
Опять же - можно сравнить: сколько получили те, кто всеми силами бежал из армии, и Стрелков, который в нее рвался. Увы, участие в СВО получилось «скомканным», но в этом не его вина.
Фейкометы
В общем, предатели и дезертиры - это про кого угодно, но не про Стрелкова. А вот создание фейков про армию и ее дискредитация – статья, хотя бы условно близкая к его ситуации. Игоря Стрелкова задержали 21 июля 2023 года по уголовному делу, возбужденному по части 2 статьи 280 Уголовного кодекса (публичные призывы к экстремизму с использованием Интернета).
В 2023 число отправленных за решетку из-за фейков об армии существенно выросло: если в 2022-м за это осудили 14 человек, то в 2023-м цифра увеличилась втрое!

При этом 7 лет колонии - стало самым популярным приговором. В марте 63-летнего пенсионера Михаила Симонова Тимирязевский суд Москвы приговорил к 7 годам колонии за антивоенные посты в VK. Столько же получили также автор Telegram-канала «Протестный МГУ» Дмитрий Иванов (признан иноагентом), жительница Тверской области Людмила Разумова за шесть постов в «Одноклассниках» и экс-сопредседатель Тольяттинского отделения ПАРНАСа Андрей Балин. В июне 7,5 лет колонии за 18 постов в соцсетях получил активист из Калининграда Игорь Барышников (признан иноагентом).
Семь лет получила и художница Александра Скочиленко за распространение заведомо ложной информации об использовании вооруженных сил РФ (п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК РФ). 31 марта 2022 года по инициативе организации «Феминистское антивоенное сопротивление» (внесена в реестр иностранных агентов) она разместила в магазине на Васильевском острове Санкт-Петербурга пять листовок, имитирующих продуктовые ценники. На них была нанесена информация об СВО, которую в Минобороны РФ назвали не соответствующей действительности.

Но не все сели на семь лет. Монах-отшельник Иларион (Николай Шатковский) получил 5 лет колонии за посты в TikTok и Telegram в поддержку Украины и против «беса» Путина. А Ефремовский суд Тульской области приговорил Алексея Москалёва к 2 годам лишения свободы по статье о дискредитации армии: поводом для проверки его сообщений в Сети стал антивоенный рисунок дочери-шестиклассницы.
Telеgram-заключенные
Посты в мессенджере подвели под статью не только Стрелкова. Под судебный каток-2023 попали совладельцы Telegram-канала «Проект Сканер» (признана прокуратурой нежелательной в РФ организацией) Евгений Москвин, Алексей Слободенюк и Владислав Малушенко. Их обвиняли в вымогательстве 470 тыс. рублей за удаление постов. Дали 7 лет. По аналогичному делу в ноябре к 2,5 годам колонии был приговорён администратор канала «Как-то вот так» Анатолий Спирин.
В августе 2022 года были задержаны журналистки Александра Баязитова, Инна Чурилова и Ольга Архарова — авторы канала «Адские бабки». По версии следствия, за трехмесячный «блок» они вымогали 1,2 млн руб. у старшего вице-президента Промсвязьбанка Александра Ушакова. Инна Чурилова признала вину и получила 4 года условно, Александре Баязитовой дали 5 лет колонии, Ольге Архаровой — 4,5 года.

Стрелков: что просили, а что получили?
Стрелков как-то сказал, что, если его призовут на боевую службу, это будет означать, что война действительно будет вестись до победы, а если арестуют, значит, предатели готовят очередной «Брестский мир».
Как пишет в «Солдатской правде» Михаил Полынков, «очевидно, что Стрелкова хотят упечь за решетку те, кто готовит гибель России. Кто все эти годы кричал, что нужно готовится к войне? А в ответ его травили и кричали, что в случае чего, шапками за три дня закидаем? Кто все эти годы предупреждал о мятежах в нац.республиках, в том числе в Башкирии? И кто этого старательно не замечал? Кто открыто противостоял мятежу Пригожина? И кто эти дни тихорился и ждал чья возьмёт? Стрелков мешает окончательно развалить страну. Поэтому, его пытаются заткнуть».

Прокурор попросил для Стрелкова практически максимально возможное наказание - 4 года 11 месяцев лишения свободы ( при «вилке» от 0 до 5 лет) с отбыванием наказания в колонии общего режима. Обычно преступления средней тяжести предполагают только формат колонии-поселения, но прокурору, как известно, виднее.
В зал суда прекратили пускать еще минут за 15-20 до начала заседания: на оглашение приговора пришло колоссальное количество журналистов и «общественников». Большинство узнало о приговоре на улице от представителей Игоря Стрелкова. Дали почти по максимуму: лишь на 11 месяцев меньше, чем просил обвинитель.
Самое интересное:
Зеленского «разводят» на перемирие — США и РФ делят Украину по-тихому