Камеры на дорогах пополняют бюджет и карман коммерсантов, а не предотвращают ДТП - Генпрокуратура

АвтомобилиПрокомментируйте новость
Камеры на дорогах пополняют бюджет и карман коммерсантов, а не предотвращают ДТП - Генпрокуратура

Надзорное ведомство намерено дополнительно защитить права автолюбителей на дорогах.

Массовые проверки дорожных камер, которые провели в 2021 году в крупных городах сотрудники прокуратуры, показали: комплексы автоматической фиксации используются отнюдь не для предотвращения дорожно-транспортных происшествий, как это предписывает закон. Всеобщая тенденция – формирование дополнительного источника доходов бюджета и предпринимателей. Подобный подход оборачивается, в том числе, и массовыми нарушениями прав водителей. И Генпрокуратура намерена активно бороться с этим.

Хаотичные инициативы

Вообще, нельзя не заметить, что в вопросах регулирования дорожной сферы у российской власти в последнее время наблюдается повышенная активность. Вот только она не всегда успевает за логикой принимаемых решений.

Скажем, с 10 января вступили в силу законы, усилившие ответственность за нарушение ПДД. Три года тюрьмы или штраф до 600 тысяч рублей - такое наказание грозит любителям полихачить на дорогах. «Обычные штрафы таких автохамов не останавливают. Ситуации, когда лихачи регулярно нарушают правила дорожного движения и не несут наказания до момента, пока не пострадают люди, — недопустимы», - заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Вроде бы, все логично. Кроме одной детали: «серьезные» меры ответственности наступают только в том случае, если нарушение зафиксировали сотрудники ГИБДД. Камеры под действие норм закона не попали. Вот только сколько сейчас осталось на дорогах гаишников, меряющих скорость проезжающим авто?

При этом мэрия Москвы еще с 2014 года настойчиво пытается пролоббировать снижение нештрафуемого порога превышения скорости с 20 до 10 км в час. Мотивируют тем, что камеры сейчас имеют максимальную погрешность в 3-4 км в час. А, мол, торможение общего потока машин – спасенные жизни.

Вячеслав Володин и Андрей Турчак.

Но в Федеральном собрании эту идею отказываются даже рассматривать: как заявил вице-спикер Совета Федерации и секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак, «мера избыточна и ничего общего с безопасностью не имеет. Эта идея - только про то, чтобы поглубже залезть в карманы граждан».

Опять же, абсолютно верно. Вот только в регионах, где «Единая Россия» формирует бюджеты субъектов федерации, штрафы давным-давно превратили в важную и неотъемлемую часть доходной части.
А теперь очередной поворот темы: Генпрокуратура заявила, что так быть со штрафами не должно. Они не для того, чтобы пополнять бюджет. И объявила о предстоящей кампании по защите прав автолюбителей.

Штрафы ни за что

Еще в ноябре 2021 года, выступая в Госдуме, генеральный прокурор Игорь Краснов заявил, что часто камеры используются ради «монетизации» и «обогащения», при этом вопросы безопасности отходят на второй план. Теперь в надзорном ведомстве предлагают скорректировать законодательство для более удобного аннулирования ошибочных штрафов, назначенных гражданам.

В 2021 году региональные прокуроры проверили законность применения дорожных камер и правомочность договоров на эксплуатацию систем фиксации нарушений ПДД. Как наконец узнали прокуроры, зачастую подобные системы ставят в местах наибольшего трафика и используют не для профилактики нарушений, а «в целях получения дополнительных доходов региональными органами власти и предпринимателями».

Сотрудники ГИБДД крайне редко сами контролируют нарушение скоростного режима автомобилистами.

В значительном числе субъектов федерации, включая Московскую область и Краснодарский край, регионы Поволжья и Сибири, выявлены камеры, установленные «за пределами мест концентрации ДТП». А с 2018 года, согласно методике определения мест дисклокации камер, это обязательное условие их установки.

В Генпрокуратуре привели ряд примеров из регионов, когда камеры оказываются еще и не правильно настроены. В результате, массовые штрафы получают ни в чем не виновные водители. Вот только чтобы добиться отмены такого штрафа, им надо сейчас пройти круги ада бюрократической машины. И никто не компенсирует людям потраченное время и нервы.

Скажем, в Нижегородской области с 21 по 26 августа с помощью камер ГИБДД вынесла более 6,5 тыс. штрафов за превышение скорости на общую сумму более 4,2 млн руб. При этом выяснилось, что дело было в неправильно закрепленном комплексе.

В Подмосковье на трассе М-8 «Холмогоры», на участке МКАД—Пушкино, по решению Росавтодора с 21 октября был повышен скоростной режим с 90 до 110 км/ч, о чем свидетельствуют знаки. Но ГИБДД до 25 октября рассылала автовладельцам штрафы исходя из старого ограничения. Постановления получили 1,8 тыс. человек.

В городе Волхов (Ленинградской области) 11–21 октября по материалам с камер выносились штрафы исходя из ограничения скорости в 40 км/ч, хотя фактический лимит был 60 км/ч. ГИБДД незаконно оштрафовала более 3 тыс. автовладельцев. Выявилось, что обслуживающая дорогу организация не успела поставить знаки 40 км/ч, а комплексы на новый режим уже переключили.

Индивидуальный подход к штрафам, выписанным на основании снимков камер, в ГИБДД не практикуют.

В республике Марий Эл, Архангельской, Владимирской, Воронежской, Магаданской, Оренбургской, Саратовской, Томской областях, ХМАО и ряде других прокуратура выявила случаи простоя и неисправности комплексов. Например, в Белгородской - обнаружилось 210 камер на сумму в 130 млн руб., которые не работают с 2019 года из-за технической непригодности.

Гонка заботы о людях

В итоге, в надзорном ведомстве, проанализировав опыт проверок, готовят предложения по изменению законодательства в сфере применения камер. Законопроект, в частности, позволит без заявлений пострадавших граждан аннулировать штрафы, вынесенные в период некорректной работы камеры. Пока же без обращения гражданина или протеста прокуратуры ГИБДД отменить постановление не в праве.

Подобная инициатива ранее уже выдвигалась Минюстом и депутатами Госдумы. Так что, аналогичные законопроекты параллельно готовятся не только Генпрокуратурой. Кто победит в этой гонке «заботы о людях», пока не понятно. Но логически, перевес у партии власти, которая легко затормозит рассмотрение любого стороннего документа до тех пор, пока не Госдума не рассмотрит ее законопроект.

По чьим правилам будут работать сотрудники ГИБДД, пока не ясно.

Правовая неопределенность, пробелы в законодательстве нередко становятся основой для повышения уровня личных доходов сотрудников ГИБДД. Не так давно силовики нагрянули с обыском в дом замглавы ГИБДД Башкирии. В его коттедже оперативники нашли брендовые вещи, дорогую обувь и коллекцию из 15 наручных часов. Одни из них — швейцарские Patek Philippe предварительно оценили в 300 тысяч евро или 25 млн рублей.

А в Ставропольском крае на сотрудников местного УГИБДД, включая его начальника Алексея Сафонова, завели уголовное дело по статье «Организация преступного сообщества». По Сети разошлись фото из роскошного особняка главного ставропольского гаишника, оснащенного, в частности, золотым унитазом Журналисты прозвали помпезное строение «Ставропольско-Версальским дворцом».

Украинцы бросились массово получать загранпаспорта из-за закона о мобилизации

В Санкт-Петербурге «умный» трамвай сбил троих пешеходов

В России предложили штрафовать пьяных электросамокатчиков на 100 тысяч рублей

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Маски животных, хвосты и бег на четвереньках: квадробика добралась до российских городов

Актуальный вопрос

Подростков, имитирующих повадки животных, заметили жители Воронежа и Волгограда.

С деньгами плохо: россияне стали чаще менять работу

ОБЩЕСТВО

Чаще всего жители страны ищут место, где платят больше.