Эксперты ответили «Блокнот», нужно ли вводить в стране новый карантин из-за второй волны коронавируса
В России вновь обсуждается возможность введения карантина из-за второй волны коронавируса. Количество заболевших растет с каждым днем, увеличивается и смертность от инфекции. Однако у нового карантина есть как сторонники, так и противники.
«Блокнот» спросил у экспертов – надо ли, на их взгляд, вводить очередные ограничения, как этой уже было минувшей весной?
Кирилл Шкилев, политтехнолог:
- Новый карантин ударит не только по самосознанию россиян, он ударит по кошельку. А это самое страшное; что может привидеться нашей власти. Люди перестанут думать о телевизоре, они начнут думать о кошельке и холодильнике. Тут важно соблюсти баланс - сохранить здоровье и оставить людям средства к существованию. А с учетом скорого старта кампании в Госдуму - этот вопрос становится стратегическим.
Сергей Станкевич, политолог, экс-советник первого президента России Бориса Ельцина:
- Надо вводить отдельные точечные карантинные ограничения дифференцированно по регионам. Но нельзя повторять локдаун, на котором экономика весной потеряла несколько триллионов. Необходимо форсировать добровольную вакцинацию.
Алексей Климовский, политолог:
- На данный момент ситуация с коронавирусом в ряде регионов (включая, конечно, столицу) складывается крайне неблагоприятно. Парадоксально, но далеко не везде власти оказались готовы ко второй волне: заново приходится разворачивать дополнительный коечный фонд и искать средства. Не редкостью является ситуация, когда госпитализировать больных уже просто некуда. При этом власти до последнего не желают возвращаться к карантину, надеясь на минимальные ограничительные меры. С моей точки зрения, карантин в основных очагах распространения болезни необходим - иначе смертность будет расти вслед за волной заболеваемости, а возможно и опережающими темпами.
Сергей Фролов, врач-терапевт:
- Карантин необходим, причем уже сейчас. Во многих регионах система здравоохранения уже захлебнулась – не хватает врачей, лекарств, ни свободны мест в больницах. Поэтому я сторонник максимально жестких ограничений. Инфекция не оставляет нам выбора. Это тот самый случай, когда приходится жертвовать экономикой, чтобы спасти сотни, а то и тысячи жизней.
Алина Жестовская, лидер общественной организации «Новая Россия»:
- Весенний карантин жесточайшим образом ударил по материальному состоянию граждан. Разорилось огромное число малых предприятий. Работодатели, переводя сотрудников на удаленку, обрезали по 30-50% зарплаты. В своём бедственном положении население резонно винило государство. Потому что государство запретило им работать и даже на улицу выходить. При этом никаких существенных мер материальной поддержки оказано не было. В широко анонсированных кредитных каникулах зачастую отказывалось. А особых положений, приравнивающих ситуацию к форс-мажору, власти вводить не хотели. Теперь случилась вторая волна, и, простите меня за резкость, но государство, видимо, решило, что лучше население само перезаражается, местами вымрет, но зато не от голода. И вроде бы тогда все будут сами виноваты - не носили маски с перчатками, а ведь любимая родина предупреждала!
Что же касательно функционирования системы здравоохранения, то прокладкой между менеджерами, реализовававшими ту самую лютую вредоносную оптимизацию, и разгневанными пациентами являются врачи. Врачей россияне по-прежнему уважают и тоже жалеют. Ведь всем понятно, что медики наравне с заболевшими страдают от того, каким образом сейчас выстроена в стране система охраны здоровья и жизней. А истеричные протесты должны иметь физический объект приложения эмоций, конкретного доступного адресата. Кидаться на несчастных докторов и фельдшеров толпа не будет, даже на главных врачей не будет. Но фамилию федерального министра здравоохранения народ даже и не знает.
Арсен Шаяхметов, политолог:
Ведение или не введение нового локдауна нужно рассматривать с двух позиций: спасение жизней и спасение экономики. Очевидно, что новые ограничения повлекут катастрофические последствия для экономики - из карантина уже могут не вернуться не только отдельные субъекты, но и целые отрасли. Подавляющее большинство малого и среднего бизнеса не обладает даже минимальным запасом прочности. Есть и неочевидные сейчас долгосрочные последствия кризиса - рост цен, удорожание производства, снижение конкуренции, технологическое отставание, безработица, снижение качества жизни, инфляция, разрыв производственных цепочек и ряд других.
На другой чаше весов - здоровье и безопасность граждан. Руководство нашей страны, видимо, пришло к выводу, что это взаимоисключающие цели,, и придется выбирать из двух зол меньшее. Очевидно, выбор сделан в пользу экономики. Человек в России всегда рассматривался как инструмент производства и не более. К тому же локдаун, в глазах властей, не показался эффективным инструментом: масштаб пандемии был меньше предсказанного, а граждане сами часто нарушали режим: не носили средства индивидуальной защиты, перемешались при любой возможности, высказывали негативное отношение к ограничению передвижений.
В связи с этим видится очевидным, что подобный формат ограничений использован не будет. Сотрудников, которые могут работать удаленно, переведут в дистанционный формат, усилится контроль и наказание за игнорирование средств индивидуальной зашиты, но наиболее пострадавшие сферы экономики продолжают свою работу.