Настоящей знаменитостью актер стал в 1957 году, когда вместе с Татьяной Самойловой снялся в военной мелодраме Михаила Калатозова «Летят журавли» (12+).
Также 20 ноября Всемирный день ребенка, День педиатра, День работника транспорта в России, Всероссийский день правовой помощи детям и Праздник иконы Божией Матери «Взыграние Младенца», а также в этот день в 1945 году начался Нюрнбергский процесс над военными преступниками Третьего рейха, в 1990 году был арестован серийный убийца Андрей Чикатило, а в 1998 году был осуществлен пуск первого модуля Международной космической станции.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день известном актере Алексее Баталове, которому 20 ноября исполнилось бы 95 лет. Алексей Владимирович Баталов (1928-2017) — советский и российский актер театра и кино, кинорежиссер, сценарист, педагог, мастер художественного слова (чтец), общественный деятель, народный артист СССР (1976).
Алексея Баталова называли главным интеллигентом Советского Союза. С самого детства его окружали знаменитые писатели и артисты, а с 16 лет он уже снимался в кино. Баталов сыграл десятки ролей, которые вошли в классику отечественного кинематографа. Больше 40 лет он посвятил ВГИКу, где преподавал актерское мастерство.
Детство и юность
Родился Алексей Баталов 20 ноября 1928 года в городе Владимире в театральной семье. В начале 1930-х родители развелись. Мать Нина Ольшевская вышла замуж за писателя Виктора Ардова. Между отчимом и пасынком сложились хорошие отношения. Семья жила в доме на Большой Ордынке, куда часто приходили в гости Анна Ахматова, Фаина Раневская, Борис Пастернак, Михаил Булгаков, Осип Мандельштам, Михаил Зощенко.
С самого раннего детства Алексей мечтал стать актером, и уже в возрасте четырех лет начал показывать перед публикой в лице своей матери сценки в роли героя из сказок, индейца, моряка и путешественника.
Во время учебы в средней школе Баталов был равнодушен ко всему, что не имело отношения к искусству, из школьных предметов он любил только историю и литературу. Будущий актер в свободное от учебы время писал стихи и рисовал картины.
Как рассказывал сам Алексей Баталов, его первое детство закончилось в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. Их с матерью и двумя братьями эвакуировали в «одноэтажный керосиновый городок» Бугульма. Там Нина Ольшевская самостоятельно организовала небольшой театр для местных жителей. 14-летний Алексей проводил там много времени: управлял занавесом, подавал реквизит, топил печи в зале, расставлял лавки, а после и сам начал играть в труппе из эвакуированных артистов.
«И вот именно война, эвакуация, судьба, забросившая нас в Бугульму и подарившая мне театр, которым руководила мама, эти изнуренные постоянным напряжением, случайно собравшиеся по обе стороны рампы люди, эти мучительно рождавшиеся спектакли открыли передо мной ту тайную дверь, за которой, точно синяя птица, скрывается вечная сила всякого театра», - вспоминал Баталов.
После войны театр, организованный матерью Баталова, продолжил работать. Его труппа путешествовала по всему Советскому Союзу. В 1950 году в Москве Баталов окончил Школу-студию МХАТ имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького.
Карьера в театре и кино
С 1950 года Алексей Баталов был актером Центрального театра Советской Армии, где он проходил срочную службу в Советской армии. Через три года актер вернулся во МХАТ.
Больших ролей в спектаклях не было, в основном только массовки и выходы. Например, в постановке «Анна Каренина» Баталов выходил только в сцене бала в роли арапа. Артисту хотелось играть значимые роли, поэтому он тайком репетировал с молодыми артистами пьесу «Ложь на длинных ногах» итальянского драматурга Эдуардо Де Филиппо. Однако спектакль так и не дошел до зрителя.
Успех ждал Алексея Баталова не в театре, а в кино. В 1954 году он сыграл в фильме «Большая семья» (6+) Иосифа Хейфица. «Снявшись у Хейфица в роли младшего сына Журбиных, я был как в тумане. Я толком не мог вспомнить, как все это произошло: много лет не годился и вдруг попал в кино, да еще в цветное, рядом с такими китами, как Андреев, Лукьянов, Кадочников!» — вспоминал Баталов. Позднее актер еще не раз снимался у Хейфица — в кинолентах «Дело Румянцева» (12+), «Дорогой мой человек» (0+), «Дама с собачкой» (6+), «День счастья» (0+).
В 1955 году также были съемки в фильме «Мать» (12+) Марка Донского, где Баталов играл Павла Власова. Алексей Баталов гордился этой ролью и возможностью поработать с Хейфицем и великой актрисой Верой Марецкой.
«Когда Иосиф Ефимович Хейфиц дерзнул попробовать меня на роль Гурова для чеховской «Дамы с собачкой», в кулуарах студии тотчас взметнулся ураган недоумений, несогласий и разочарований. До меня долетали обрывки разговоров и всяких высказываний почтенных режиссеров, из коих, кроме того, что я вообще не гожусь для этой работы по своему человеческому складу, который, скорее, подходит рабочему парню из «Большой семьи» или шоферу Румянцеву, но уж никак не чеховскому герою, я понял, что большинство людей представляют себе Гурова почти таким, каким представляют себе самого Антона Павловича, то есть типичным русским интеллигентом конца прошлого века и уж обязательно человеком, что называется, в возрасте, значительно старше, чем я был в 1959 году», - вспоминал Алексей Баталов.
«Летят журавли»
Настоящей знаменитостью актер стал в 1957 году, когда вместе с Татьяной Самойловой снялся в военной мелодраме Михаила Калатозова «Летят журавли» (12+). Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, став единственной советской полнометражной картиной, удостоенной этой премии.
Спустя четыре года Баталов сыграл физика-ядерщика Дмитрия Гусева в картине Михаила Ромма «Девять дней одного года» (0+). По опросу журнала «Советский экран» фильм признали лучшим в 1962 году, а исполнителя главной роли Алексея Баталова — лучшим актером года. В 1964 году ему присвоили звание заслуженного артиста РСФСР.
С начала 1960-х актер занялся режиссурой. Первый опыт Баталова-режиссера — фильм «Шинель» (12+) на Ленфильме, где он проработал с 1957 по 1975 год. В киносказке «Три толстяка» (0+) 1966 года Алексей Баталов был и постановщиком, и актером: в роли канатоходца-революционера Тибула без дублера и страховки выполнял опасные трюки. Критики отмечали в его экранизациях строгую постановочную культуру и бережное отношение к оригинальным текстам. Последняя режиссерская работа артиста вышла в свет в 1972 году — фильм по роману Федора Достоевского «Игрок» (12+) с Николаем Бурляевым и Любовью Добржанской в главных ролях.
Много времени Баталов уделял радиопостановкам. «Прошло несколько лет, забитых чисто кинематографической работой, прежде чем мне довелось по-настоящему заняться серьезным «радийным» делом», — признавался актер. Благодаря Баталову, появились радиоспектакли «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, «Казаки» Льва Толстого, «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира.
С 1975 года Баталов начал преподавать во ВГИКе. Через пять лет он получил профессорскую степень, а в 1989 году возглавил кафедру актерского мастерства. Алексей Баталов выпустил семь актерских мастерских для кино Грузии, Белоруссии, Азербайджана и Узбекистана. Также он вел специальный курс в Канаде и США. В 1976 году Баталову присвоили звание народного артиста СССР.
«Москва слезам не верит»
В 1979 году Баталов снялся, пожалуй, в самой известной картине в своей актерской карьере — мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (18+). На роль слесаря Гоши пробовались и Виталий Соломин, и Леонид Дьячков, но убедительнее всех оказался именно Алексей Баталов.
«Когда я утверждал его на роль в фильме «Москва слезам не верит», на меня также смотрели удивленно. Баталов — играть рабочего, что за странность, вы помните, с чего он начинал — «Дело Румянцева», — ну да, он совсем перешел в другое качество. У него вот это вот наполнение, когда он играет интеллигента — там есть какие-то корни земные, чувствуется, когда он играет работягу простого, там чувствуется культура», - вспоминал режиссер Владимир Меньшов.
«Москва слезам не верит» занимает второе место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского проката — его посмотрели 84,5 миллиона зрителей, а в 1981 году лента получила премию Американской киноакадемии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. На этой киноработе Баталов практически завершил актерскую карьеру.
2017 год стал последним для Алексея Баталова. Артисту было 88 лет. Похоронили Баталова на Преображенском кладбище. В настоящее время в Бугульме Республики Татарстан государственный русский драматический театр носит имя Алексея Владимировича Баталова.