![Режиссёр, который изменил всё: 30 января родился Леонид Гайдай Режиссёр, который изменил всё: 30 января родился Леонид Гайдай](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/01/IMG-20240129-WA0012.jpg)
Высокие кассовые сборы и заслуженный успех «Операции «Ы»» сделали неизбежным появление продолжения про Шурика.
Также 30 января День Деда Мороза и Снегурочки, Школьный день ненасилия и мира и День памяти преподобного Антония Дымского, а также в этот день в 1930 году был осуществлен запуск первого в мире радио-зонда для исследования атмосферы, изобретенного советским метеорологом Павлом Александровичем Молчановым, в 1943 году в Сталинграде капитулировала 6-я немецкая армия, условная точка перелома в Великой Отечественной войне, а в 2009 году с космодрома Плесецк с помощью ракеты-носителя «Циклон-3» был запущен российский космический аппарат «Коронас-Фотон».
Подробнее поговорим о родившемся в этот день легендарном режиссере Леониде Гайдае, которому 30 января исполнился бы 101 год. Леонид Иович Гайдай (1923-1993) — один из самых популярных и признанных советских режиссеров. Большинство его картин стали культовыми и разошлись на цитаты.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/01/d96f38fb1a5b7edd46105d8fbd14982c-1005x670.jpeg)
Некоторые фильмы Гайдая входят в списки лучших отечественных фильмов, в том числе: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (6+), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (6+), «Бриллиантовая рука» (18+), «12 стульев» (6+), «Иван Васильевич меняет профессию» (6+), «Не может быть!» (12+) и другие.
«Леонид Иович видел смешное там, где большинство из нас его не замечает», — вспоминает актриса Наталья Варлей, исполнившая роль Нины в «Кавказской пленнице» — картине, которая заняла пятое место в списке самых кассовых советских фильмов. Комедии Гайдая настолько плотно вошли в нашу жизнь, что практически каждый его фильм разобран на цитаты.
Однако не все знают, как тяжело Гайдаю приходилось в борьбе с советской цензурой, рьяно уничтожающей все попытки режиссера поиронизировать над недостатками советской действительности. До Гайдая «победить» цензуру в СССР не удавалось практически никому.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/01/Leonid_Gajdaj_na_s-yomkah_Brilliantovoj_ruki_1968-1005x689.jpg)
Первый режиссерский успех и «Операция «Ы»
Настоящий успех пришел к режиссеру с десятиминутной картиной «Пес Барбос и необычный кросс» (0+), в которой впервые появилось запоминающееся трио Труса, Балбеса и Бывалого в исполнении Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова. Перекочевали герои и в «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика» — блистательную комедию из трех новелл, ставшую лидером проката в год выхода.
По первоначальному замыслу, главного героя, постоянно попадающего в нелепые ситуации студента, должны были звать Владик Арьков. Однако в этом Госкино усмотрело намек на вождя мирового пролетариата: Владлен, по мнению цензоров, расшифровывался как Владимир Ленин. Гайдаю пришлось пойти на уступки, таким образом и родился любимый многими Шурик.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/01/imgpreview-2-1005x687.jpg)
При работе над фильмом Гайдаю еще не раз пришлось сражаться с бескомпромиссной партийной машиной, на этот раз связанной с именем председателя Госкомитета по радио и телевещанию Сергея Лапина.
«Лапин был всесилен. Его не интересовало, что фильм прошел все инстанции, что уже шел на экранах. Здесь придирки были нелепые, немыслимые, непонятные», — рассказывает сценарист Яков Костюковский. Так, из комедии «Операция «Ы»» была вырезана сцена с Алексеем Смирновым, прыгающим через костер в облике дикаря: Лапин воспринял это как насмешку над народами Центральной Африки, с которыми СССР в то время пытался поддерживать дипломатические отношения. Пострадала в телевизионной версии и ставшая крылатым выражением реплика Шурика: «Надо, Федя, надо!» Оказывается, Федей в Кремле называли тогда руководителя Кубы Фиделя Кастро.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/01/demyanenko_0004_4-2023031616255723-1005x734.jpg)
Несмотря на все трудности, которые доставляли режиссеру цензурные рамки, ему удалось создать по-настоящему душевную кинокартину. В нее он вложил не только захватывающие приключения Шурика, но и черты собственной биографии.
Так, Гайдай во время Великой Отечественной войны служил в Монголии, и как-то раз в часть прибыл военком для пополнения действующего состава армии. На вопросы офицера: «Кто в артиллерию?», «Кто в кавалерию?», «Во флот?», «В разведку?» — молодой Гайдай с воодушевлением отвечал: «Я!» Раздраженный военком оборвал его резким высказыванием, впоследствии заимствованным для новеллы «Напарник»: «Да подождите вы, Гайдай, дайте огласить весь список!».
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/01/vRoZi0aY5v4-1005x644.jpg)
«Кавказская пленница»: параллели между Сааховым и Сталиным
Высокие кассовые сборы и заслуженный успех «Операции «Ы» сделали неизбежным появление продолжения про Шурика. Однако злоключения Гайдая с цензурой продолжились и при работе над «Кавказской пленницей». Создатели были вынуждены изменить фамилию персонажа Владимира Этуша: изначально он фигурировал в сюжете как «товарищ Охохов», что вызвало недовольство одного из высоких партийных работников Министерства культуры, который обладал такой же фамилией.
Имя персонажа было изменено на Саахова, и, казалось бы, конфликт должен был разрешиться, но и здесь у персонажа Этуша нашелся однофамилец — секретарь студии «Мосфильма» Сааков.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/01/195540325948-1005x670.jpg)
На выручку пришел Юрий Никулин. Актер рассказал министру культуры Екатерине Фурцевой, что из-за этого нелепого недоразумения теперь требуются деньги на переозвучку, и вопрос был решен за считанные минуты: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте — 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!».
Хотя спорные вопросы во время производства «Кавказской пленницы» были согласованы напрямую с Минкультом, комиссия Госкино едва не запретила фильм к показу. Особенно экспертов возмутили параллели между Сааховым и Сталиным, возникавшие при просмотре. Но и здесь комедию спасли «сверху»: Леонид Брежнев, на выходных попросивший помощников показать ему «что-нибудь новенькое», остался доволен картиной и дал разрешение на выпуск в прокат.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/01/766ec9b3-8b5a-5737-a3e0-ac58c14ab7a3-1005x625.jpg)
«Бриллиантовая рука»: преодоление давления сверху
Окрыленный успехом предыдущих работ, Гайдай продолжил творить. Идея новой комедии вновь возникла у него после прочтения небольшой газетной заметки, посвященной контрабандистам, перевозившим украденные драгоценности в гипсе. Именно этот сюжет лег в основу ленты, которая заняла третье место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
Желание сделать фильм таким, каким он задумывался изначально, заставляло создателей прибегать к совершенно разным ухищрениям. При написании музыки в «Бриллиантовой руке» произошла очень показательная история. Композитор Александр Зацепин вспоминал, что на худсовете сцену рыбалки страшно раскритиковали и назвали чересчур затянутой. Однако вместо того, чтобы ее сократить, Гайдай попросил Зацепина сделать мелодию к эпизоду более динамичной: «Пришлось заново писать партитуру, заново расставлять акценты.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/01/076a345e142bb5a7434ef2a8f360998e-1005x422.jpg)
Цензура безжалостно вырезала целые куски, меняла реплики персонажей и заставляла их переозвучивать. Так, фразу управдома Плющ в исполнении Нонны Мордюковой «И я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает любовницу!», которую та говорит жене главного героя, изменили уже после съемок. Изначально вместо «любовницы» была «синагога», но такой вариант показался коллегии даже более скандальным.
Однако давление «сверху» никогда не заставляло унывать самого Гайдая — напротив, оно подстегивало его искать все новые пути для того, чтобы делать интересное и смешное кино. Чтобы обезопасить свое детище настолько, насколько это было вообще возможно, режиссер вставил в конец второй части грандиозный атомный взрыв. Он понимал, что такое председатель Госкино точно не пропустит, а потому надеялся, что после согласия вырезать взрыв худсовет закроет глаза на все остальное.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/01/9066642_900-7aed8d802c57dbaa58af00a32c50e8a5c44c9595-1005x578.jpg)
«Через три дня директор картины позвонил и сказал: «Слава тебе господи! Гайдай отрезал атомный взрыв». В Госкино все просто свечки поставили, все были счастливы и с облегчением вздохнули, — рассказывает кинорежиссер Савва Кулиш. — Это совершенно поразительная история комедиографа, битого и тертого человека, который придумал, как обмануть начальство и добиться того, чтобы показать зрителям непорезанную картину». Благодаря различным ухищрениям Гайдаю удалось спасти многие сцены из собственных кинофильмов, которые впоследствии стали классикой.
Без сомнения Леонид Гайдай оказал огромное влияние на советский и российский кинематограф и внес гигантский вклад в развитие отечественного комедийного кино, выведя его на совершенно новый, недосягаемый прежде уровень.