
Похоже, близится к развязке конфликт вокруг «Петербургского нефтяного терминала» (ПНТ), главного экспортёра российских нефтепродуктов на Балтике.
Похоже, близится к развязке конфликт вокруг «Петербургского нефтяного терминала» (ПНТ), главного экспортёра российских нефтепродуктов на Балтике. Владелица половины акций ПНТ Елена Васильева, по сомнительной схеме получившая контроль над ними, оказалась практически загнана в угол из-за проигрываемых судов и уголовного разбирательства, которое может добраться до неё. Васильева публично обвинила в «рейдерском захвате» ПНТ своих партнёров – братьев Скигиных. Наблюдатели видят в этом отчаянную попытку сохранить контроль над компанией.
Заявление о “рейдерском захвате” ПНТ кипрской компанией Tudjunga Enterprises Limited (компания Михаила и Евгения Скигиных) появилось на сайте предприятия 29 октября. Если кратко, то в публикации представители этой компании, владеющей 50% акций терминала, обвиняются в подделке документов и незаконном смещении с их помощью гендиректора предприятия Владимира Грызлова. Акции Васильевой в ПНТ, якобы, из-за возбужденных с подачи её оппонентов уголовных дел, арестованы Савёловским судом по ходатайству столичных правоохранителей. И теперь она не только не может голосовать ими, для Васильевой заблокирована даже возможность получать и распределять от них доход. Всё это настолько разозлило совладелицу, что она, если верить публикации на сайте ПНТ, даже обратилась с заявлениями “в компетентные органы” с целью прекратить “рейдерский захват” предприятия.
Такого публичного всплеска эмоций, хоть и выраженных в тексте, за все уже почти два года, что идёт конфликт на ПНТ, ещё не было. И можно понять почему. Васильева, фактически, загнана в угол. “Блокнот” уже не раз рассказывал о происходящем на терминале. Вкратце – борьба идёт за главного российского экспортёра нефтепродуктов на Балтийском море и стратегического предприятия для всего Санкт-Петербурга с оборотом в десятки миллиардов рублей и многомиллиардной чистой прибылью. Предприятие успешно работало до первой половины 2022 года. И дело вовсе не в санкциях Запада и СВО. Просто по мужу Елены Васильевой, одному из основателей нынешнего бизнеса ПНТ и известному в Петербурге предпринимателю Сергею Васильеву ударила серьёзная болезнь. Из-за которой тот фактически потерял дееспособность. По всей видимости, супруга, до этого к бизнесу мужем не подпускавшаяся, воспользовалась моментом и забрала себе его долю в ПНТ. В том каким образом Васильев якобы добровольно передавал жене акции сейчас разбираются столичные следователи. Они с интересом проверяют было ли мошенничество в действиях нотариуса Тороповой, которая заверила передачу акций, “не имея возможности достоверно установить волю” Сергея Васильева. Его супруга в течение 2022 и 2023 годов потратила массу ресурсов и времени на то, чтобы выбить с предприятия и братьев Скигиных, давних партнёров Сергея Васильева.

До поры до времени это удавалось – Васильева возглавила совет директоров ПНТ. И даже завела на свою подконтрольную фирму «ПНТ-Сервис» торговые операции терминала, где и концентрируется основная прибыль. Эту функцию «ПНТ-Сервис» забрала у компании «Топливные технологии», около десяти лет успешно находившей для терминала основных покупателей и имевшей долгий положительный опыт внешней торговли. Эти способности в условиях западных санкций трудно переоценить не только для бизнеса ПНТ, но и для всей российской экономики, по-прежнему очень сильно зависящей от экспорта углеводородов.
Но произошло то, что рано или поздно должно было произойти. В законности самого факта передачи Васильевой акций уже разбираются следователи. А арбитражные суды начали принимать решения, которые признают ничтожными слепленные при участии людей Васильевой сделки с выводом за рубеж сотен миллионов рублей из ПНТ. Окончательное распутывание этого клубка, как видится, уже не за горами.
Тем не менее, откуда такие нервы? Ведь Васильева явно без куска хлеба уже не останется. Супруг, к сожалению, тоже вряд ли придет в себя и начнет задавать нехорошие вопросы, как того еще полтора года назад опасалась его предприимчивая жена. Что до уголовного преследования, то, по крайней мере пока, речь там идёт всего лишь о крупном мошенничестве (ч.3 ст. 159 УК РФ). Это преступление, даже если его докажет суд, для такой обеспеченной дамы вряд ли закончится реальным сроком. Или даже условным. В чём же дело?
Источники «Блокнота», знакомые с ситуацией на ПНТ, подозревают, что дело в бизнес-партнёре Васильевой, предпринимателе Дмитрии Виноградове, без которого, быть может, никакого сражения при терминале бы и не было. Именно этот человек вместе с Васильевой торгует российскими нефтепродуктами на мировом рынке через фирмы в РФ и Объединенных арабских эмиратах. Судя по имеющейся у собеседников «Блокнота» информации, почти половину доходов от работы «ПНТ-Сервис» Васильева должна была отдавать фирмам Виноградова по заключенному между ними официальному соглашению о распределении прибыли. Притом что формально «ПНТ-Сервис» сейчас является «дочкой» самого терминала, с начале 2023 года Васильева и Виноградов делят прибыль с «ПНТ-Сервис» на двоих, а Скигиным не достаётся ничего. Кроме того, «долька» от прибыли в размере аж 20% по этому соглашению должна перепадать и руководителям «ПНТ-Сервиса» и «ПНТ» – «васильевцам» Владимиру Грызлову как гендиректору ПНТ и Антону Жаркову как коммерческому директору «ПНТ-Сервиса». Тут тоже речь о вкусных миллиардах рублей. Парадокс – люди владеют половиной «головной» структуры, но их деньги в «дочке» дербанит посторонний человек.

Столичное следствие эту лавочку прикрыло. И Виноградов явно этим вряд ли доволен. И может так статься, что Елена Васильева, как тот вор Ручечник из фильма «Место встречи изменить нельзя», «закона боится меньше, чем своих дружков-бандитов». Ситуация развивается стремительно, и уже в ближайшие месяцы может прийти к развязке.
Самое интересное: