
В случае конфликта, Азербайджану и Турции придется противостоять не только Армении и нашей стране.
О своих интересах в рамках Карабахского конфликта открыто заявил Иран. По сути, он выступил на стороне России и Армении, потребовав от Азербайджана отказаться от эскалации конфликта. И если стратеги из Баку и Анкары подумывали нанести удар в спину России, то втягиваться в войну сразу с РФ, Ираном и Арменией для них слишком рискованно. В чем же интерес Исламской Республики на проармянской территории с неопределенным юридическим статусом?
Иранский Корпус стражей исламской революции разместил в Сети заявление, в котором говорится, что вооруженный конфликт Баку и Еревана обернется вмешательством Вооруженных сил Ирана. Таким образом в Республике отреагировали на заявления азербайджанских националистов, требующих «вернуть свои земли» и продолжить эскалацию конфликта.

Также Тегеран назвал Баку «сионистским режимом», в котором видит угрозу своей национальной безопасности. Заявление продиктовано тем, что появилась информация о размещении на территории Азербайджана израильских беспилотников. БЛПА, по неподтвержденным данным, предназначены для нанесения ударов по иранским ядерным объектам.
Вслед за заявлениями КСИР, в северо-западных областях Ирана, вблизи границы с Азербайджаном, начались масштабные военные учения Исламской Республики.
Еще в ходе визита президента Ирана Ибрахима Раиси в Россию, неофициально обсуждалась тема того, что Исламская Республика, как и Россия, несогласна с итогами карабахского конфликта и развитием военно-политической интеграции Турции и Азербайджана. Базовых причин у этого две.

Во-первых, в Иране азербайджанцы выступают крупнейшим этническим меньшинством. Их общее количество составляет порядка 30% населения. В условиях этого, пантюркистская экспансионистская политика Турции воспринимается Тегераном как угроза.
Прецедент территориального реванша Азербайджана в Карабахе Иран воспринимает как угрозу своему суверенитету. Полагая, что такой сценарий может быть повторен и у них.
Поэтому военное усиление иранскими силами на границе началось с началом в марте боевых действий и сохраняется адекватно количеству находящимися у границ азербайджанским войскам.
Во-вторых, в действиях Азербайджана в Тегеране видят угрозу иранскому торговому маршруту, который многие годы шел через территорию Карабаха в Армению. НКР выполнял функции «серого» транспортного хаба, через который можно было ввезти и вывезти, а также легализовать любые товары и продукты. Для страны, десятилетиями находящейся в блокаде, такие территории имеют стратегическое значение.

Кроме того, Иран мечтает о восстановлении глобальных торговых маршрутов (Великий шелковый путь). И проходить он должен именно через Карабах в Армению. В Тегеране осознают, что если планы Баку и Анкары по контролю в Карабахе станут реальностью, Иран лишится стратегически важной коммуникации, связывающей его с Европой.
Поэтому, и было открыто заявлено, что в случае эскалации военных действий со стороны Азербайджана, Иран начнет боевые действия против Баку. Столь высокое повышение ставок говорит о серьезности намерений и небывало высокой важности этого торгового маршрута для иранцев.
Для России, теряющей влияние на Южном Кавказе, иранское вмешательство, действующее против экспансионистской пантюркистской политики Турции, объективно в плюс. Это новый центр силы, несогласный с итогами карабахского конфликта, и заинтересованный в сохранении статуса-кво непризнанной территории.
Но, самое главное, позиция Ирана обеспечивает сегодня мир в НКР. И России не приходится выбирать между поддержкой Армении в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, и необходимостью открывать второй фронт в период проведения спецоперации на Украине.

20 января президент Ирана Ибрахим Раиси выступил на пленарном заседании Госдумы. Он дал оценку взаимоотношениям между Россией и Исламской Республикой, а также политике, проводимой Соединенными Штатами Америки. В частности, он заявил: «США находятся в шайтанской коалиции с террористами, что видно по событиям в Сирии». Также Ибрахим Раиси предупредил о планах американцев по переброске террористов в регионы Кавказа и Центральной Азии.
Кстати, опыт Ирана может быть полезен России сейчас, когда список санкций ежедневно пополняется. Налицо разрыв деловых связей, масштабные персональные ограничения против первых лиц государства, депутатов и бизнесменов. Многим начинает казаться, что впереди крах экономики и тотальная нищета. Но, как показывает опыт Ирана, живущего более 40 лет под ограничениями подобного уровня, выстоять можно. И даже сохранить весьма приемлемый уровень экономики и доходов населения.