В сентябре 2021 года россияне будут выбирать новый состав парламента – 450 депутатов Госдумы.
Осенью 2021 года в России должны пройти выборы в Государственную Думу РФ. "Блокнот" уже рассказывал, как повлияет коронавирус на избирательную кампанию и сколько денег нужно для победы кандидатам.
В новом материале известные политологи и специалисты в области политического консультирования рассуждают о потенциальных аутсайдерах гонки-2021, новых правилах игры, установленных государством и о свежих лицах, участвующих в выборах.
Грань между критикой и оскорблениями
Под занавес 2020 года Государственная Дума РФ, а, если выражаться конкретнее, фракция партии «Единая Россия» приняла ряд законов, которые существенно осложнят кампанию внесистемной оппозиции. Речь идёт про политика Алексея Навального и его сторонников. И системной оппозиции (КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР, - прим. авт.). Большинство экспертов не сомневаются, что так власти готовятся к парламентским выборам и возможным протестам. Кремль и «Единая Россия» совсем недавно наблюдали серьёзные волнения в Белоруссии и митинги в Хабаровске, поэтому не исключено, что таким образом власть надеется удержать ситуацию под контролем. Помимо пакета законов, касающихся иностранных агентов, правил проведения публичных мероприятий и работы на них журналистов, часть инициатив касалась ведения цензуры в Интернете. Теперь за клевету в Сети можно получить реальный срок - до двух лет лишения свободы.
Ещё одно новшество Госдумы - Роскомнадзор получил право
блокировать социальные сети Facebook, Youtube и Twitter. Отдельно стоит обратить внимание на то, что с 1 февраля 2021 года за информацию, где выражается явное неуважение к обществу, государству и Конституции гражданам грозит штраф – 200 000 рублей. Наказание для юридических лиц куда более серьёзное – до 8 млн рублей. Санкции предусмотрены для тех, кто откажется удалять такой контент. Кроме того, с 1 февраля 2021 года в социальных сетях запрещено материться.
Также нельзя разглашать персональные данные (в том числе и об
имуществе) судей, силовиков, сотрудников контролирующих органов и их родственников. А ещё в первом чтении Госдумой принят законопроект, запрещающий агитационную деятельность в социальных сетях. Отдельные собеседники «Блокнота» признаются, что все эти законы в большинстве своём направлены на подавление
электоральной активности. Так, например, депутат Госдумы от
фракции «Справедливая Россия» Олег Шеин, комментируя эти нововведения журналистам, сказал, что не сомневается: гайки закручивают перед выборами. По его словам, посадить в тюрьмы 100 млн пользователей соцсетей – сложно, но наказывать точечно, наносить удары по самым активным лидерам общественного мнения, которые критикуют власть, станет намного легче.
Впрочем, среди населения есть те, кто поддерживает инициативы «Единой России». Они уверены: критика и оскорбления – это разные вещи. А государство не станет огульно обвинять граждан в распространении контента, который скоро будет запрещён. «Сегодня соцсети – это помойка, доверху набитая оскорблениями, - призналась одна из собеседниц «Блокнота», - К сожалению, хамство в этой среде стало нормой, с этим нужно бороться. Поэтому я не против, если за оскорбления будут наказывать».
Свежие лица в политике: «Новые люди», «За правду» и другие
участники
Чем ближе выборы в парламент, тем больше претензий предъявляют избиратели в адрес системной оппозиции. Соперникам «Единой России» ставят в вину низкую резонансную деятельность, отсутствие активной работы в регионах, а ещё неактуальную и однообразную повестку. Кроме того, КПРФ, ЛДПР и «Справедливую Россию» давно считают формальной, даже беззубой оппозицией. Чтобы доказать обратное, у них есть 9 месяцев. Однако Кремль, по всей видимости, решил, что во время кампании будет опираться не только на «старичков» - традиционные партии, представленные сегодня в Госдуме - но и на новые лица.
Ещё накануне региональных выборов, прошедших в России в сентябре 2020 года, отдельные политтехнологи (вероятно, по согласованию с администрацией Президента РФ) занялись партийным строительством. Так на политической арене появились несколько новых проектов: «За правду» (основатель и лидер – писатель Захар Прилепин), «Новые люди» (председатель Алексей Нечаев) и «Зелёная альтернатива» (основатель и лидер Руслан Хвостов). Профессиональные консультанты в области политтехнологий не сомневаются, что «свежая» тройка – проект Кремля. Любопытно, что среди специалистов, которые наиболее лояльно высказываются в отношении «Новых людей» и проекта «За правду» - известный политконсультант Олег Матвейчев. Злые языки приписывают именно ему авторство этих двух партий.
Президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов в начале декабря в беседе с корреспондентом издания «Блокнот», сказал:
«Чёткого решения по проекту «Новые люди» ещё не принято». И добавил, что у партии есть лоббисты, объясняющие, что она позволит укрепить позиции власти. «Но, есть и критики, - продолжает Виноградов, - указывающие, что проект «Новые люди» отнимает голоса у «Единой России».
Советский и российский учёный-политический географ Дмитрий Орешкин в интервью «Блокноту» так оценивает шансы партии «Новые люди»:
«Проблема «Новых людей» в том, что их электорат – это продвинутые жители крупных городов. Они умные, образованные и состоятельные, а, значит, понимают, что это – проект Кремля».
По словам Орешкина, «Новые люди» - партия-спойлер, которая надеется занять пустующее место «Союза правых сил» (СПС), или оттянуть голоса у партии «Яблоко». «Вряд ли «Новые люди» получат много голосов именно в этой электоральной нише. Что касается того, почему на сентябрьских выборах 2020 года они показали хороший результат, то это связано, прежде всего, с тем, что на них работал административный ресурс», считает Орешкин.
Действительно, на сентябрьских выборах 2020 года партии «Новые люди» удалось пройти во все областные заксобрания, где она заявлялась. А это 6 регионов. Например, в Калужской области они набрали более 8%; в Костромской — 7,5%; в Новосибирской — 7%; а в Рязанской — 5,7%. Теперь о других новичках.
Так, задачи партии «За правду», вероятно, сводятся к тому, чтобы отобрать голоса у левых сил, прежде всего, у КПРФ.
«Зелёная альтернатива» - попытка привлечь внимание избирателей, сосредоточившись на экологической повестке. Это направление может оказаться наиболее эффективным, поскольку во многих российских регионах есть проблемы с загрязнением окружающей среды, качеством воздуха, выбросами промышленных предприятий, строительством мусорных полигонов. Даже многие члены «Единой России» в регионах, где экологический протест выражен наиболее сильно, пытаются сейчас оседлать эту тему. Поэтому шансы у «Зелёной альтернативы» достойные, несмотря на то, что времени на знакомство с избирателями у них немного.
«Хромые утки» 2021 года
Среди потенциальных аутсайдеров предстоящей избирательной кампании эксперты опрошенные изданием «Блокнот», называют две партии: «Справедливая Россия» и «Яблоко». Первая представлена в парламенте, у второй нет мандатов в Госдуме. Комментируя шансы справедливороссов, политолог Орешкин высказался кратко:
«Это пустая и бессодержательная партия».
О грустных перспективах «Яблока» сказал чуть больше: «Не думаю, что партию «Яблоко» на предстоящих выборах в Госдуму ждёт успех. Им нужно было побеждать 15 лет назад или расходиться. Что касается побед сторонников Григория Явлинского во время последней кампании в Мосгордуму, то они, как мне кажется, связаны исключительно с проектом «Умное голосование» Алексея Навального. Увы, но «Яблоко» в глазах городского избирателя уже давно несвежая история, протухшая. Конечно, самый яркий там Явлинский, а новый председатель партии Николай Рыбаков – бледная фигура. Кто его знает? Кто его видел? Допускаю, что Рыбаков старается, но результатов его трудов не видно».
Примерно в таком же ключе высказался о сторонниках Явлинского Михаил Виноградов. По его мнению, шансы на победу у «Яблока», цитата «не просматриваются». «Впрочем, партия существует в таком положении 17 лет и не ощущает особого дискомфорта», - сказал президент Фонда «Петербургская политика». По мнению Орешкина, у Сергея Миронова и Григория Явлинского нет политического азарта. И в этом их проблема.
«Они слишком откровенно предлагают избирателю вариант: «На безрыбье – и рак рыба», - говорит учёный Орешкин, - И дело не в том, что, например, в «Яблоке» нет новых лиц, дело в том, что там нет ярких политиков».
При этом Орешкин заметил, что Лев Шлосберг (член партии «Яблоко», - прим. авт.) – яркая и сильная политическая фигура. «Но Явлинский по какой-то причине не пускает в большую политику людей равных себе, таких же талантливых, как он, - объясняет ученый-политический географ, - Не может выстроить с ними отношения. Так было с Юрием Болдыревым, Анатолием Чубайсом, Борисом Немцовым. Не хочет почему-то Явлинский быть с ними рядом. Уходит в сторону. А избиратель это чувствует».
Не исключено, что в 2021 году борьба за места в парламенте окажется последней для партий «Яблоко» и «Справедливая
Россия».
«Жизнь этих партий настолько неинтересная, что не становится объектом обсуждения избирателей, - считает Орешкин, - Поэтому для них предстоящая схватка может быть решающей».
Автор: Виталий Папилкин