Казахстан серьезно нацелен использовать Транскаспийский международный транспортный маршрут
Казахстан серьезно нацелен использовать для диверсификации экспорта нефти Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) и нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан». Этот маршрут идет из Китая в Европу в обход России: через, собственно, Казахстан по Каспийскому морю в Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в страны ЕС. Увеличение добычи нефти примерно на 12 млн тонн ожидается в Казахстане с середины 2024 года.
Кроме увеличения объемов экспорта нефти, планируется нарастить перевозки товаров из Китая в Европу через Азербайджан и Турцию, минуя Россию, до 500 тыс контейнеров в год. Как видим, союзник России и член ОДКБ решил строить свое экономическое благополучие в темную и в обход России.
В ответ Москва, конечно, может использовать свои конкурентные преимущества. В частности, очень перспективным выглядит развитие международного транспортного коридора «Север-Юг», который свяжет Россию, Азербайджан, Иран и Индию. Кроме того, развивая отношения с Китаем, Россия может полностью отказаться от параллельного импорта с территории
Казахстана, который, к слову, существенно вырос за последние полтора года (например импорт электроники с начала СВО возрос в 22 раза).
По мнению аналитиков американского журнала Foreign Policy, реализация проекта транспортного коридора «Север-Юг» кардинальным образом сократит зависимость России от Турции, увеличив ее возможности для экспорта зерна и углеводородов в обход Босфорского пролива. Кроме того, к проекту могут подключиться и другие игроки в Центральной Азии. Так, поучаствовать в реализации коридора уже хотят власти Узбекистана. Развитие этого маршрута, скорее всего, также исключит участие Туркменистана в проекте ТМТК, что значительно ослабит позиции Казахстана в Центральной Азии.
Для Казахстана развитие ТМТМ важно в контексте диверсификации экспортных поставок нефти, 80% которых в настоящее время приходится на Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), который контролируется Москвой. Искать альтернативные КТК маршруты Астана начала после того, как в прошлом году поставки через него несколько раз останавливались из-за ремонтов в Новороссийске. Снижение роли РФ в поставках нефти из Казахстана выгодно ЕС — он прямо указывает на необходимость этого в условиях общей политической неопределенности. Баланс поставок через КТК и альтернативные маршруты будет зависеть от объема европейских инвестиций. Они же могут иметь для Казахстана политические последствия при сотрудничестве с Россией, в том числе через ЕАЭС.
Сейчас Казахстан ежегодно экспортирует 65-67 млн тонн посредством двух нефтепроводов - КТК и Атырау-Самара. В июле президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил «КазМунайГазу» проработать оптимальные варианты реализации Транскаспийского международного маршрута в целях диверсификации поставок казахстанской нефти.
Основной экспортный маршрут для казахстанской нефти - система КТК. На нее приходится более 80% от прокачиваемых по трубопроводу объемов. Мощность трубопровода - 67 млн тонн нефти в год.
Россия же заинтересована в том, чтобы ТМТМ проходил через ее территорию. Москва намерена развивать для этих целей Северный морской путь. В марте президент Владимир Путин на переговорах с председателем КНР Си Цзиньпином заявлял, что «формирование железнодорожных и автомобильных коридоров в направлении Китай – Европа и обратно через российскую территорию» при совершенствовании транспортно-логистической инфраструктуры Севморпути в целом остается для Москвы «безусловным приоритетом».
О диверсификации маршрутов экспорта нефти в Казахстане заговорили после сообщений о возможной приостановке работы морского терминала КТК по решению суда для устранения нарушений экологического законодательства. Этому предшествовали ограничения работы причальных установок в связи с обследованием акватории на наличие взрывоопасных объектов (мероприятия не повлияли на выполнение графика отгрузок КТК), а также мартовская остановка отгрузок с причалов КТК из-за последствий шторма, продлившаяся почти месяц.