Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса подвел нерадостные итоги 2014 года и предсказал еще более неоптимистичное состояние рынка в 2015 году.
В России в минувшем году приобрели 2 миллиона 490 тысяч автомобилей. Эта цифра говорит о том, что по сравнению с 2013 годом российский автомобильный рынок упал на 10,3 процента. Самой сложной была середина года, когда спад достиг 26 процентов. Потом наметилась постепенная стабилизация. Самым высоким показателем продаж стали ноябрь и декабрь (в ноябре на 18 процентов больше, чем в ноябре 2013 года, и на 2 процента больше того же периода 2013 года). Люди покупали автомобили в ожидании роста цен.
- Это хороший результат не очень хорошего года, - уточнил председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер и добавил, – улучшение тренда не может служить индикатором для улучшения роста продаж в 2015 году.
По данным специалистов Комитета автопроизводителей, ожидается очень низкий уровень продаж в первом полугодии 2015 года, особенно в первом квартале.
- Но это не менее драматично, чем тот спад, который мы видели в 2009 году. Одним словом, будет сложно и плохо, но не так, как было в тот кризисный год.
Исходя из этого, была высказана убежденность, что российский рынок не скоро увидит все новинки автомобильной промышленности мировых брендов. В частности, представленные в октябре 2014 года на крупнейшей выставке в Париже новые модели типа Alfa Romeo 4C Spider, Audi A7, новая Honda Fit, также известная под именем Jazz, Hundai ix25, Land Rover Sport с «прозрачным капотом» и другие не попадут в Россию. Это, конечно, случится, вот только неизвестно, когда, уточнил Шрайбер. Он объяснил это тем, что российский рынок сегодня переживает нелегкие времена, потому и не считается привлекательным для автопроизводителей.
В качестве основных вызовов, которые ждут отрасль в 2015 году, Шрайбер назвал снижение экономических индикаторов, инфляцию, которая будет сокращать реальные доходы.
К ним он отнес экономику России и валютный курс, а также высокую процентную ставку, что не позволяет покупателям обращаться за кредитами. По данным автопроизводителей, доля продаж по кредитам упала на 10 процентов в 2014 году. В Комитете ожидают, что она упадет в текущем году на 20 процентов.
Особо отмечалось, что продажи на российском авторынке падают по сравнению с ростом в европейских странах. Так, в Британии продажи выросли на 9 процентов, в Германии и Франции - на 1 процент, в плюсе Италия и Испания.
Комитет прогнозирует, что в 2015 году в России будет продан один миллион 890 тысяч автомобилей.
Рост цен на машины будет, что может привести к тому, что с рынка исчезнут некоторые модели из-за нынешнего курса валют.
Главной головной болью автопроизводителей был назван валютный курс.
- Это солидное падение, это драматичные размеры, которые приведут к росту не только в нашей отрасли, но цены большого ряда товаров будут давить на платежеспособность и спрос. Меняются приоритеты, клиенты, - уточнил глава Комитета.
Что же касается роста цен, то в Комитете затруднились назвать конкретные цифры.
- Все зависит от курса валют: если он не будет меняться, соответственно, и цены тоже, но в случае падения рубля цены будут меняться так часто, как это необходимо, а если надо, то и каждую неделю, - пообещал Шрайбер.
Никто не сомневается, что Россию ждет кризис, вопрос только в том, насколько глубоким и продолжительным он будет, заключил Йорг Шрайбер.