Блокнот запускает цикл материалов о выдающихся соотечественниках.
Иннокентий Михайлович Смоктуновский родился 28 марта 1925 года в с.Татьяновка (Томская область). Будущий Гамлет, признанный одним из лучших Британской академией искусств, родился в деревенской семье, вторым из шести детей.
В 14 лет впервые попал в театр в Красноярске: «Сейчас уже я понимаю, что это было просто дурно по вкусу, но тогда вышел потрясённый… Должно быть, я был очень добрым зрителем или во мне уже тогда заговорило нутро: попал домой».
В 1943-м был призван в армию. После кратких курсов в военном училище отправлен на фронт. Участвовал в одном из переломных сражений Великой Отечественной – в боях на Курской дуге.
Был штабным связистом 212-го гвардейского полка. Принимал участие в форсировании Днепра, операции по освобождению Киева. За то, что под огнём противника через Днепр доставлял боевые донесения в штаб 75-й дивизии, был награждён первой медалью «За отвагу». Но эту медаль ему вручили лишь спустя 49 лет!
Во время одного из сражений под Киевом попал в плен, но сумел сбежать по дороге в германский лагерь. Через заснеженный лес обессиленный Смоктуновский добрался до посёлка Дмитровка, где его выходила семья украинцев, с которой потом он общался до конца жизни. Окрепнув, Смоктуновский присоединился к партизанскому отряду, а когда отряд объединился со стрелковым полком — стал командиром роты автоматчиков.
В звании гвардии младшего сержанта участвовал в освобождении Варшавы, войну закончил в немецком Гревесмюлене. За военные подвиги Смоктуновский получил две медали «За отвагу», медаль «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией».
Демобилизовавшись в 1945 году, Иннокентий Смоктуновский вернулся в Красноярск и поступил в студию при драмтеатре. Недолгое пребывание в плену сделало Смоктуновского «неблагонадёжным» — он получил запрет на проживание в 39 крупнейших городах. Актёр переехал в заполярный Норильск, потом судьба метнула его на юг, где он работал в театре Грозного, Махачкалы, позже Сталинграда.
Лишь спустя 10 лет после войны он смог приехать в Москву, но не заинтересовал ни одного режиссёра в столичных театрах. Надо сказать, что Смоктуновский был очень особенным актёром, со своей «ментальностью». Вот как о нём отзывался критик: «Он был не нужен, — писал Анатолий Смелянский, — и по справедливости: „ментальность“ артиста была на редкость не подходящей для репертуара той поры. Ему некого было играть. Высокий, худой, с прозрачными голубыми глазами и светлыми, чуть вьющимися волосами, с каким-то завораживающе-странным голосом, которым он как бы не управлял, испуганной, осторожной „тюремной“ пластикой… Артист с такими данными был безнадёжен для тех пьес, что определяли репертуар».
Однако, какие-то незначительные роли Смоктуновский получал. Судьбе было угодно, чтобы актёр, игравший князя Мышкина в Большом драматическом театре, был уволен. На роль «Идиота» утвердили Смоктуновского. После премьеры он проснулся знаменитым. Смотреть спектакль с необыкновенным князем Мышкиным люди приезжали со всех концов Советского Союза. Театральные критики проанализировали чуть ли не каждый момент существования актёра на сцене. В Смоктуновском увидели не похожего ни на кого актёра.
Актёр ищет себя в кинематографе. В 1960—1971 годах Смоктуновский являлся актёром киностудии «Ленфильм». В этот период он сыграл целый ряд киноролей, принёсших ему всесоюзную славу, а в дальнейшем и признание за рубежом - его Гамлет был отмечен Британской киноакадемией. Иннокентия Смоктуновского называют одним из лучших Гамлетов XX века. Его портрет висит в Англии среди портретов лучших исполнителей этой роли в мире.
Одна из звёздных ролей в кинематографе – роль Юрия Деточкина в комедии «Берегись автомобиля».
Образы, созданные Смоктуновским на сцене — князь Мышкин в Большом драматическом театре, царь Фёдор Иоаннович в Малом, чеховский Иванов и Порфирий Головлёв во МХАТе — вошли в «золотой фонд» русского театрального искусства.
Вот как о Смоктуновском отзывался советский и российский режиссёр Адольф Шапиро:
«Великий актёр — это актёр, само пребывание которого на сцене становится фактом искусства... Его поведение отмечено особой притягательной грацией. Она свидетельствует о неповторимости, исключительности его художественной природы. Поэтому точно он сегодня играет или нет, в ударе или не в настроении — не столь важно. Всё равно от него глаз отвести невозможно. Как от Смоктуновского».