Евгений Леонов снимался не только в комедиях и сказках. Режиссеры давали ему и драматические образы: например, в картине «Донская повесть» (18+).
Также 29 января День изобретения автомобиля, День первооткрывателя в России и День памяти праведного Максима Тотемского, а также в этот день в 1935 в СССР была образована Калининская (ныне Тверская) область, в 2010 году состоялся первый полет российского истребителя пятого поколения Су-57, а в 2018 году на вооружение были приняты новые автоматы АК-12 и АК-15.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день незабываемом и неповторимом Евгении Леонове. Евгений Павлович Леонов (1926-1994) — советский и российский актер театра и кино, мастер озвучивания, народный артист СССР.
Евгений Леонов в юности работал учеником токаря, но уже тогда мечтал играть на сцене. Лариосик в «Днях Турбиных» был его первой крупной ролью в театре, а доцент из картины «Джентльмены удачи» (6+) стал визитной карточкой актера в советском кинематографе.
Детство и юность
Родился Евгений Леонов в Москве в семье Павла Васильевича и Анны Ильиничны Леоновых, выходцев из Клинского уезда. Брат Евгения работал инженером-авиаконструктором в Туполевском бюро, отец — на авиазаводе, мать была домохозяйкой. Жила семья в коммунальной квартире на Васильевской улице, занимая две небольшие комнаты.
Евгений Леонов, вспоминая о детстве, говорил: «У нас мама была необыкновенно добрая женщина. Не очень образованная, но она все сердце отдала детям… У мамы было нечто такое, что меня, мальчишку, удивляло — мама умела рассказывать так, что все смеялись, в квартиру набивалось много-много людей. У нас вечно в доме кто-то жил, ночевал, стелили на полу в наших маленьких двух комнатках…».
В 1934—1941 годах Евгений Леонов учился в Московской средней школе № 126 Советского района. Еще в четвертом классе его заметил режиссер, который подыскивал «самого смешного, пухлого мальчишку» для съемок в фильме. Леонов был приглашен на студию, но в последний момент «то ли родители не пустили, то ли испугался, застеснялся», но в картине участия он так и не принял. Тем не менее, в пятом классе Евгений записался в школьный драмкружок.
К началу войны (в возрасте 14 лет) Евгений окончил седьмой класс. По совету родителей Леонов устроился учеником токаря на авиазавод, на котором работал его отец. Во время войны там работала вся семья Леоновых.
Осенью 1943 года Евгений Леонов поступил в Авиационный приборостроительный техникум им. С. Орджоникидзе, участвовал в художественной самодеятельности. Однако на третьем курсе он ушел из техникума и поступил на драматическое отделение Московской экспериментальной театральной студии при Московской областной филармонии, которой руководил Р. В. Захаров, балетмейстер Большого театра.
На экзамене Леонов прочел сначала рассказ Антона Чехова «В купальне», затем «Монтера» Михаила Зощенко. В книге «Письма сыну» актер вспоминал: «У меня спросили: «Еще что-нибудь есть?» Я сказал: «Есть, но это еще хуже». Почему-то все стали просить, чтобы я почитал еще. Я прочитал Блока «В ресторане». Я любил это стихотворение — мне казалось, что сидит одинокий, седой, красивый-красивый мужчина где-то в ресторане и говорит: «Никогда не забуду (он был или не был, / Этот вечер): пожаром зари / Сожжено и раздвинуто бледное небо, / И на желтой заре фонари. / Я сидел у окна в переполненном зале, / Где-то пели смычки о любви…».
Карьера в театре
В 1947 году Леонов окончил студию и был принят в Московский театр Дзержинского района. С 1948 года он выступал на сцене Московского драматического театра им. К. С. Станиславского.
Долгое время Леонов играл в массовке, крупных ролей ему не давали. Федор Раззаков в книге «Евгений Леонов» объяснял это так: «…костяк коллектива состоял из учеников К.С. Станиславского, которые считали себя верными продолжателями дела великого реформатора театра, и поэтому пришлая молодежь была у них, что называется, «на подхвате». Поэтому первые годы своего пребывания в этом театре Леонов играл только в массовке, в ролях, которые принято называть «Кушать подано» (например, денщика в «Трех сестрах» или колхозника в «Тиши лесов»)».
Ситуация изменилась в середине 1950-х годов. Главный режиссер Михаил Яшин назначил Леонова на роль Лариосика в пьесе Михаила Булгакова «Дни Турбиных». За ней последовали другие: Евгений Леонов играл провинциального артиста Робинзона в «Бесприданнице» Александра Островского, вора Винченцо в «Де Преторе Винченцо», Эдуардо де Филиппо, фиванского царя Креонта в «Антигоне» Жана Ануя.
«Болел я, с воспалением легких играл, падал на сцене, камфору вкалывали на спектакле. Однажды в Ленинграде «Дни Турбиных» с температурой сорок играл. Но спектакли из-за меня не отменяли», - вспоминал Леонов.
В 1968 году Леонов перешел в Московский академический театр им. В. Маяковского. Там он играл богатого купца Ванюшина в пьесе Сергея Найденова «Дети Ванюшина», помощника режиссера Мартына Нарокова в «Талантах и поклонниках» Александра Островского, оруженосца Санчо Пансу в «Человеке из Ламанчи» Дейла Вассермана и Джона Дэриона. Однако в начале 1970-х актер покинул этот театр из-за разлада с режиссером Андреем Гончаровым: тот был недоволен, что Леонов снялся в рекламе рыбы. Когда ролик показали по телевидению, Гончаров заявил труппе: «Видно, костлявая рука голода совсем задушила народного артиста, может, пустим шапку по кругу…». Евгений Леонов перешел в Театр им. Ленинского комсомола — знаменитый «Ленком», где работал до конца жизни. Всего за свою сценическую карьеру артист сыграл в театре более сорока ролей.
Кинематограф
Евгений Леонов начал сниматься в кино с конца 1940-х годов. Первые его роли были в основном эпизодическими. Актер стал известным в 1961 году, когда на экраны вышла лента «Полосатый рейс (12+): в ней Леонов сыграл неуклюжего, но обаятельного буфетчика Глеба Шулейкина.
Актер вспоминал: «Посадили меня в клетку, выпустили тигров. Тигры подошли, понюхали и пошли дальше палубу осматривать. Тигры не бросаются — комедия не получается. Режиссер кричит: «Дрессировщик, почему твои животные не бросаются на артиста?» «Они к нему принюхались», — говорит, а сам запихивает ко мне в клетку живого поросенка и шепчет: «Леонов, возьми вилку, поколи поросенка, а то тигры на него не реагируют». Я говорю: «Тебе надо, ты и коли, у меня другая профессия». Зато что творилось на палубе через минуту, когда тигры учуяли поросенка! Они его через прутья поцарапали, поросенок визжит, тигры от этого еще больше свирепеют. Я кричу, поросенка прижимаю. А поросенок от страха совсем обезумел, на меня стал кидаться. Тигры рычат, поросенок визжит, я кричу: «Дрессировщик, стреляй, не то всех сожрут вместе с палубой…».
После этой картины Леонова стали все чаще приглашать на киносъемки. Один из самых известных образов актер создал в комедии «Джентльмены удачи». Он сыграл сразу две главные роли: уголовника-рецидивиста Доцента и добродушного заведующего детским садом.
Другую знаменитую кинороль актер исполнил в фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо» (0+). Там он сыграл сумасбродного короля, дочь которого влюбилась в заколдованного юношу-медведя.
Евгений Леонов снимался не только в комедиях и сказках. Режиссеры давали ему и драматические образы: например, в картине «Донская повесть» (18+) по рассказам Михаила Шолохова он сыграл донского казака-красногвардейца Якова Шибалка. Шолохов говорил об этой роли, что Леонов воплотил на экране не просто вымышленного героя, а настоящего живого человека. Сам же актер в «Письмах сыну» утверждал: «Интересную драму я предпочту плохой комедии. Но хорошей комедии буду верен всю жизнь».
За фильм «Донская повесть» Леонов получил приз на 3-м Международном кинофестивале в Нью-Дели (Индия) в 1965 году и премию Всесоюзного кинофестиваля в Киеве в 1966-м. Двенадцать лет спустя ему присвоили звание народного артиста СССР. Всего за свою кинокарьеру Евгений Леонов сыграл больше 70 ролей.
Глуховатый хриплый голос актера моментально узнаваем. Многим известны его работы по озвучиванию мультфильмов (прежде всего, роль Винни-Пуха в серии лент 1969—1972 годов).
Умер актер 29 января 1994 года из-за отрыва тромба перед спектаклем «Поминальная молитва». Евгений Леонов похоронен на Новодевичьем кладбище.
Для многих зрителей актер Евгений Леонов навсегда остался, что называется «своим», ведь многие его персонажи отличались душевной теплотой и вызывали глубокую симпатию.