«Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы… Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума».
Также сегодня День подводной лодки, День встречи ветра с Южного Полюса, Всемирный день социальной работы, День памяти благоверного князя Даниила Московского, День памяти святого Герасима Иорданского и Герасим Грачевник, а также в этот день в 1991 году прошел Всесоюзный референдум, на котором три четверти голосовавших высказались за сохранение СССР. Одновременно в российском референдуме 70 % проголосовали за введение поста президента РСФСР.
Подробнее поговорим о русском ученом-механике, основоположнике гидро- и аэродинамики Николае Егоровиче Жуковском (1847-1921). Родился Жуковский в селе Орехово под Владимиром (ныне Собинский район Владимирской области). Отец — штабс-капитан Егор Иванович Жуковский был высокообразованным военным инженером; его дед был офицером русской армии, участником Отечественной войны 1812 года.
В феврале 1858 года Николай Жуковский поступил в 4-ю московскую гимназию. Планировалось, что он как отец станет инженером-путейцем, но учиться в Петербургском институте путей сообщения ему не пришлось — этого не позволили весьма ограниченные средства его родителей. Окончив в 1864 году гимназию с серебряной медалью, Жуковский без экзаменов был зачислен на физико-математический факультет Московского университета
По окончании университета по специальности прикладная механика, в 1868 году, он попытался все-таки учиться в Петербургском институте путей сообщения, но неудачно, а 16 августа 1870 года Жуковский занял место преподавателя физики во 2-й московской женской гимназии вместо уехавшего в Одессу профессора физики.
В 1871 году Жуковский сдал магистерские экзамены и стал преподавать математику (с конца 1871 года) и механику (с начала 1872 года) в Московском высшем техническом училище. С 1893 года — действительный статский советник. В 1894 году Жуковский был избран членом-корреспондентом Академии наук.
В 1902 году Жуковский руководил сооружением аэродинамической трубы всасывающего типа при механическом кабинете Московского университета, а в 1904 году возглавил первый в Европе аэродинамический институт, созданный на средства Д. П. Рябушинского в поселке Кучино под Москвой. В 1905 году был избран президентом Московского математического общества.
В высшем техническом училище в 1908 году Жуковский создал Воздухоплавательный кружок, из которого впоследствии вышли многие известные деятели авиации и техники. При активном участии Жуковского были созданы «Краткие теоретические курсы авиации» (1913). В последние годы жизни тяжело болел, перенес два инсульта, воспаление легких, брюшной тиф. Тяжело переживал кончину любимой дочери Лены от туберкулеза в 1920 году.
Научная деятельность и разгром теории относительности Эйнштейна
В 1883 году в статье «Приложение теории центров ускорений высших порядков к направляющему механизму Чебышева» Н. Е. Жуковский применил аппарат теории ускорений высших порядков к теории механизмов — в задаче о синтезе симметричного прямолинейно-направляющего механизма Чебышева.
Работы Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука. Он всесторонне исследовал динамику полета птиц, 3 ноября 1891 года сделал доклад «О парении птиц». В 1892 году сделал доклад «По поводу летательного снаряда Чернушенко»; составив основные уравнения динамики для центра тяжести планирующего тела (то есть при постоянном угле атаки), Жуковский нашел траектории при различных условиях движения воздуха.
В 1895 году Н. Е. Жуковский ездил в Германию, где встречался с пионером авиации Отто Лилиенталем и приобрел один из его планеров для исследований.
В 1897—1898 гг. Н. Е. Жуковский исследовал причины возникновения аварий в Московском водопроводе. 21 февраля 1898 года сделал на собрании ученых и инженеров в Политехническом обществе доклад о явлениях гидравлического удара, вскрыв его механизм, вывел формулы, связывающие скорость течения, давление, плотность с радиусом трубы, в зависимости от времени и расстояния рассматриваемого сечения от выбранного начала координат.
Осенью 1898 года на Х съезде русских естествоиспытателей и врачей Жуковский прочитал обзорный доклад «О воздухоплавании». «Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы… Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума», - отметил тогда Жуковский. В этом же году он разработал оптимально экономичные способы горизонтального полета («О крылатых пропеллерах»).
В 1904 году Жуковский сформулировал теорему, дающую количественную величину подъемной силы крыла самолета; определил основные профили крыльев и лопастей винта самолета; разработал вихревую теорию воздушного винта. Им был прочитан 15 ноября 1905 года доклад «О присоединенных вихрях», заложивший теоретическую основу развития методов определения подъемной силы крыла аэроплана. Свои открытия Жуковский опубликовал в 1906 году в работе «О падении в воздухе легких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси».
В работах 1912—1916 годов Жуковский установил закон распределения скорости у лопасти винта, ставший теоретической основой для проектирования воздушных винтов. В годы Первой мировой войны он разработал теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов.
В своей речи «Старая механика в новой физике», произнесенной 3 марта 1918 года в Московском математическом обществе, Жуковский, в частности, сказал: «…Эйнштейн в 1905 г. встал на метафизическую точку зрения, которая решение прилегающей к рассматриваемому вопросу идеальной математической проблемы возвела в физическую реальность. …Я убежден, что проблемы громадных световых скоростей, основные проблемы электромагнитной теории разрешатся с помощью старой механики Галилея и Ньютона. … Мне сомнительна важность работ Эйнштейна в этой области, которая обстоятельно была исследована Абрагамом на основании уравнений Максвелла и классической механики».
Жуковский - заслуженный профессор Московского университета (1911), почётный член Московского университета (1916), заслуженный профессор Императорского Московского технического училища (с 1918 г. — Московского высшего технического училища); член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду математических наук (1894).
Примечателен тот факт, что за всю свою жизнь Николай Егорович ни разу не летал на самолете, однако в воздух все-таки поднимался. В сентябре 1900 года, когда ученый участвовал в Воздухоплавательном конгрессе в Париже, он совершил полет на воздушном шаре.
В 1970 году Международный астрономический союз присвоил имя Николая Жуковского одному из кратеров на Луне. Кратер Жуковский – это большой древний кратер в экваториальной области обратной стороны Луны.