Полная реконструкция ЖКХ обойдется в 4.5 трлн. Сумма посильная - лишь за прошлый год за границу вывезено в 1,5 больше, в том числе частными хозяевами коммунальных компаний.
25 декабря премию «Прорыв года» за эффективное управление ресурсами получили власти Подольска. Спустя две недели прекратила работать местная котельная и 150-тысячный подмосковный город оказался в разгар зимы без тепла.
Утром 3 января без горячей воды и отопления оказались свыше ста домов, восемь детских садиков и больница в Воронеже. Чуть ранее из-за аварии на трансформаторах без воды оказался весь Ставрополь. Губернатор Ростовской области отписался в телеграмме, что «авария на линиях теплоснабжения оставила десятки домов в Ростове-на-Дону без электричества, отопления и воды». Вторую неделю сидят без отопления жители трех крупных микрорайонов Краснодара. В Астрахани свыше двухсот домов затоплены в результате аварий на сетях канализации.
Екатеринбург, Находка, Мурманск, Санкт-Петербург, Волгоград…
Что происходит в стране?
Тяжелое советское наследие
Внучка Леонида Брежнева высказала как то очень точную мысль, адресованную к нынешнему российскому чиновничеству: «вы даже покрасить не сможете того, что построил мой дед».
Несмотря на гонку вооружений, дорогостоящие космические программы и помощь разным странам мира Советский Союз в 50-е-70-е годы развернул колоссальное жилищное строительство. За короткие двадцать пять лет половина населения огромной страны переехала из бараков в новые дома. Строились тысячи школ, больниц, поликлиник и детсадов. И все это требовало поистине гигантских работ в сфере ЖКХ. Именно тогда были построены водозаборы, очистительные сооружения, теплоэлектростанции, сотни тысяч трансформаторных подстанций и миллионы километров сетей, по которым в дома, заводы, школы и больницы поступали вода, отопление, газ и электроэнергия.
Это было полвека назад. И с теми технологиями, как мы знаем, срок эксплуатации пятиэтажки закладывался в 50 лет, а водопроводной трубы в 25 лет.
В 90-е годы у власть имущих возникли другие приоритеты: раздел на личные куски советской госсобственности. И хотя в нулевые какой-то порядок в стране был наведен, такая скучная тема как ремонт систем жизнеобеспечения особого интереса у чиновничества не породила.
И веревочка пригодится…
В 2004 году дошло дело и до темы ЖКХ. В один июльский день Государственная Дума, что называется, не приходя в сознание, приняла 29 законов на тему жилья и ЖКХ. На один закон отводилось 15 минут. Именно в тот день был принят мошеннический закон о долевом строительстве, жертвами которого потом стали сотни тысяч россиян. И среди прочих был принят закон «О государственном регулировании тарифов». Автор стал единственным депутатом, голосовавшим против этого решения.
Под красивым названием скрывалось уничтожение системы государственного контроля. Публичной отчетности теперь подлежал только так называемый «экономически обоснованный тариф», то есть пара десятков общих цифр. Например, «фонд оплаты труда» работников коммунального предприятия. Но информации о том, сколько получает замдиректора, а сколько сварщик и вообще какое число замдиректоров устроено и не сопоставимо ли их число с числом рабочих, открытому доступу не подлежали.
Более того, предприятия вовсе не были обязаны выполнять этот самый «экономически обоснованный тариф». Они не могли произвольно поднять его с населения, но могли спокойно перекидывать расходы с зарплаты рабочих на машины представительского класса.
Более того, реальные расходы предприятий оказались засекречены даже для депутатов. Их вправе знать только сами директора и подчиненные губернаторам тарифные службы.
Более того, началась активная приватизация. Первыми в частные руки ушли электростанции со знаменитой чубайсовской реформой. Потом тепловые компании. Дольше всего держались водопроводные сети и даже был принят закон о запрете их приватизации. Закон, впрочем, легко обходится через так называемые концессии, то есть передачу сетей в аренду бизнесу, который за эту аренду не платит ничего. В Перми, например, Водоканал ушел в концессию на 50 лет.
И разумеется, все эти частники уводили деньги, внесенные гражданами за услуги ЖКХ, за границу. Далеко ходить не будем: два владельца Подольской котельной живут за рубежом и вовсе не на пособие местных социальных служб.
Бюджет за все заплатит
Нельзя сказать, что государство в последнее время не обращало никакого внимания на сферу ЖКХ. Возрастающее число аварий и жалобы населения вынуждали власти что-то делать. Общие бюджетные затраты на ЖКХ выросли за последние годы с 1.2% до 1.7% ВВП.
Но вот беда: лишь треть этих денег дается федеральным бюджетом. Все остальное переложено на плечи регионов и даже муниципалитетов. А регионы разные и в массе своей в отличие от «похорошевшей при Собянине Москвы» лишних денег не имеют. Про муниципалитеты и говорить нечего.
Кроме того, часть бюджетных затрат просто служит целям обогащения частных фирм. В Волгограде, например, был ликвидирован местный Горсвет и наружное освещение отдано в концессию. Все бы ничего, вот только концессионеру бюджет стал платить больше, чем до этого получало муниципальное предприятие. В Астрахани в концессию ушли системы видеоконтроля на дорогах, при этом по договору при возникновении сбоев с бюджетной оплатой штраф составляет 858% годовых!
При таких аппетитах никаких бюджетных денег не хватит никогда.
Запас прочности заканчивается
К началу нулевых страна пришла в принципе с неплохим состоянием сетей. Но дальше картина стала все мрачнее и мрачнее.
С 2005 года доля полностью непригодных канализационных сетей возросла с 2% до 14%, сетей теплоснабжения с 9% до 18%, доля аварийных домов увеличилась с 3% до 14%, систем водоснабжения чуть снизилась с 22% до 20%.
При этом общий износ теплотрасс достиг 30% водопроводных сетей 43,5%, а канализации и вовсе 45%; То есть даже те сети, что еще пока не пришли в полную негодность, требуют постоянных противоваварийных мероприятий. Как правило, дело ограничивается забивкой чепиков. Есть и оценки – не от Росстата, а от чиновников – что степень износа достигла 80%.
При этом население платило все больше и больше. Только с 2005 года по 2020 год тарифы выросли в двадцать раз, существенно обгоняя инфляцию.
Я писал выше, что срок эксплуатации советской трубы 25 лет, то есть в год надо менять 4% всех сетей. Однако в теплоснабжении сейчас заменятся только 2%, в водоснабжении 1.1-1.5%, а в канализации и вовсе 0.4%. Причем каждая третья новая труба – фальсификат.
Провал частного собственника
В апреле 2023 года волгоградские власти неожиданно заявили, что идея передать в частные руки местный Водоканал была ошибочной. По заключенному местными чиновниками договору фирма должна была проинвестировать крупную сумму в замену сетей в… 2044 году. А до этого она преимущественно собирала деньги с населения и штрафовала местные больницы и детсады за сброс плохо очищенных вод. Такой прекрасный бизнес продолжался восемь лет, пока в октябре 2022 года не прорвало канализационный коллектор и содержимое канализации 200-тысячного района не оказалось сброшено в Волгу.
В декабре 2023 года расторгли концессионное соглашение саратовские власти. И тоже после массовых аварий. Предприимчивые частные концессионеры требуют от бюджета вернуть им 2,3 млрд «недополученной прибыли».
В Володарском районе Астраханской области переход водопроводов к московской фирме привел к тройному росту платы с населения и бесчисленным авариям, которые вынуждена устранять администрация из местного бюджета. Рабочих предприятия при этом перевели в «самозанятые» без права на выходные и восьмичасовой рабочий день. Их месячная зарплата составляет 16-18 тысяч рублей.
И все это вполне естественно. Ведь смысл капитализма в извлечении прибыли. Стало быть, часть платы населения идет не на ЖКХ, а на обогащение частных предпринимателей.
Что делать?
Разумеется, надо выделять средства, причем федерального бюджета. По оценкам правительства полная реконструкция ЖКХ обойдется в 4.5 триллиона рублей. И это вполне посильные деньги: за один прошлый год за границу из страны было вывезено в полтора раза больше, в том числе частными хозяевами коммунальных компаний.
Во-вторых, нужно вернуть приватизированные ранее коммунальные предприятия в государственную собственность. Национализировать. Частному бизнесу монополии отдавать нельзя, а уж тем более в сфере жизнеобеспечения людей.
В третьих, чиновники - не ангелы хора Господня и их надо контролировать народу. В ЖКХ не должно быть коммерческих тайн. Каждая цифра затрат должна быть публична и открыта. Только госсобственность под народным контролем с полной финансовой прозрачностью обеспечат восстановление и нормальную безаварийную работу ЖКХ России.