Власти официально признали банкротство Ингушетии
Правительство России признало Республику Ингушетию банкротом на основании данных о социально-экономических показателях региона, предоставленных Счетной палатой.
Накануне председатель правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому управление финансами региона переходит Минфину. Также глава республики Махмуд-Али Калиматов должен подписать соответствующее соглашение с Министерством. В рамках подписания документов он обязан заключить соглашение с Министром финансов Антоном Силуановым.
Отмечается, что после заключения соглашений власти Ингушетии передадут часть полномочий Министерству финансов России. В частности, в Ингушетии будут ограничены кассовые выплаты по бюджетным расходам, приостановлены капитальные вложения в ряд проектов и привлечение новых займов для покрытия государственного долга, который составил в настоящее время 3,33 млрд рублей. При этом средства, которые поступили в бюджет региона, оценены в 2,65 млрд рублей.
Отметим, что республика считалась одной из самых лояльных федеральной власти – на голосовании по поправкам в Конституцию явка в Ингушетии превысила 74%, «да» сказали 87,5%.
Напомним, пандемия коронавирусной инфекции сильно ударила по бюджетам как регионов, так и муниципальных образований. Для защиты последних депутат Госдумы Вера Ганзя внесла поправку, вводящую мораторий на внешнее управление муниципалитетами, накопившими задолженность более 80% от уровня доходов.
Ранее глава региона Махмуд-Али Калиматов еще в августе прошлого года предупреждал о том, что рост госдолга требует незамедлительного вмешательства органов власти, иначе Ингушетию ждет коллапс в ключевых сферах экономики.
В бюджете республики на 2020 год доходы составляли 26,903 млрд рублей, общий объем расходов бюджета — 26, 970 млрд рублей, дефицит республиканского бюджета — 66,9 млн рублей.
Руководитель Института региональной экспертизы Дмитрий Михайличенко пояснил «Блокноту», что долговую нагрузку увеличивают многие регионы - например, Санкт-Петербург, Башкирия или Свердловская область.
«Однако состояние и перспективы их экономик позволяют осуществлять такой маневр. Это устойчивые в социально-экономическом плане регионы. Даже Москва имеет госдолг федеральному центру», - отметил Михайличенко.
По его словам, в отличие от них у целого ряда регионов (Тыва, Удмуртия, Ингушетия, Мордовия, Курганская область и т.д.) наблюдаются проблемы с бюджетом.
«Фактически Ингушетия уже объявлена регионом-банкротом. Вслед за ним могут последовать и другие регионы. У них нет возможности занимать, увеличивать свой госдолг: они жестко ограничены финансовой дисциплиной. Единственная надежда у этих регионов – увеличение объемов помощи со стороны центра. Думаю, что ситуация и дальше будет ухудшаться, и нас ждут еще несколько регионов-банкротов», - заключил собеседник издания.
Политолог Николай Евдокимов пояснил «Блокноту», что долговая нагрузка российских регионов растет, и этому две основных причины.
«Во-первых, социально-экономический кризис, развивающийся на фоне пандемии, с которым субъекты не могут справиться самостоятельно. Во-вторых, выстроенная за долгие годы система взаимодействия центра и регионов, согласно которой субъекты имели все меньше возможностей и все больше обязанностей перед центром. Сегодня это приводит к ситуации, когда часть регионов уже не в состоянии сами оплачивать свои долги», - указал Евдокимов.
По его мнению, в самой задолженности нет ничего страшного или необычного: «Долги имеют все субъекты России, в том числе такие социально-экономически развитые регионы как Москва, Санкт-Петербург или Башкирия. Но потенциал, имеющийся у этих субъектов, позволяет им относительно спокойно смотреть в будущее. Критическая ситуация у тех регионов, где объем долга уже превысил и приблизился к объёму доходов регионального бюджета».
По данным Евдокимова, это, как известно, Мордовия, Хакасия и ряд других регионов, большинство из которых не могут похвастаться какими-либо социально-экономическим достижениями.