Региональные элиты нередко выступают в качестве тормоза на пути преобразований, вектор которых обозначил Владимир Путин.
«Подъем Сибири и Дальнего Востока — наш национальный приоритет на весь двадцать первый век», — сказал Владимир Путин еще в 2013 году в послании Федеральному Собранию. За 10 лет в Дальневосточном федеральном округе были запущены сотни новых предприятий, появились десятки тысяч рабочих мест, выросли объемы производства не только в добывающем секторе, но и в строительстве, агропромышленном комплексе, увеличился грузооборот морских портов. Но сделать еще предстоит очень и очень много. Особенно, на пути создания комфортных условий жизни. Надо строить новые школы и современные вузы, формировать здоровую экологическую среду в городах, обеспечивать дома людей газоснабжением и многое другое. К сожалению, нередко на пути этого обновления становятся страхи региональных элит, чиновников и бизнеса, привыкших к работе по наработанным схемам. Стремление сохранить свои позиции на рынке, влияние на распределение государственных средств, нередко вступает в конфликт с необходимостью кардинальных изменений в регионе, необходимых для формирования современной и комфортной среды проживания.
За последние десять лет отдельные отрасли на Дальнем Востоке показали взрывной рост: добыча угля в 3 раза (до 91 млн тонн), агрокомплекс в 2,5 раза (до 321 млрд руб.), добыча золота почти в 2 раза (до 175 тонн). Для обеспечения ускоренного и сбалансированного развития экономики и социальной сферы Дальнего Востока в регионе внедрены механизмы государственной поддержки, благодаря которым были реализованы 2800 инвестиционных проектов в различных отраслях. Реализуются мастер-планы, которые позволят качественно изменить облик 25 дальневосточных городов.
С 2018 года созданы и отремонтированы более полутора тысяч школ, садов, поликлиник, объектов культуры и спорта. 82 дальневосточных города получили федеральные гранты на благоустройство.
Дальневосточная ипотека подтолкнула строительный сектор — ввод жилья удвоился за 5 лет, в 2023 году ожидаются рекордные 4,5 млн м2. Только за четыре последних года программой «Дальневосточная ипотека» воспользовались 87 тысяч семей. В этом году льготные жилищные кредиты получили свыше 28 тысяч семей. Еще 122 тысяч граждан взяли в округе земельные участки по программе «Дальневосточный гектар».
В 2023 году из федерального бюджета только в рамках государственной программы на развитие Дальнего Востока было направлено более 64 миллиардов рублей.
«В 2024-м году планируем увеличить бюджетные ассигнования. Общий объем средств, зарезервированных для регионов этого округа, превышает 80 миллиардов рублей», - сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
В стадии проработки в регионе находятся более 350 проектов на сумму более чем 2,6 трлн рублей.
Не случайно постепенно начали меняться настроения дальневосточников. Если в 2015 году из региона хотели уехать 43% местных жителей, то в 2023-м — 36%. Безусловно, это уже «лучше», но – не «хорошо». Региону необходимы дополнительные шаги и стимулы, которые позволят сформировать в нем по-настоящему комфортную среду проживания. И это, в первую очередь, социальная инфраструктура, решение вопросов экологии и энергоснабжения.
Среди крупнейших частных компаний, занятых реализацией проектов в этих сферах - ООО «Восточно-Арктическая Нефтегазовая Корпорация» (ВАНК). В частности, она реализует на Дальнем Востоке проект по строительству заводов сжиженного природного газа. В том числе, планируется использовать его для газификации ряда городов региона.
Кроме того, ВАНК строит большой межвузовский кампус в Хабаровске: на площадке уже ведутся подготовительные работы, а проект - загружен в Главгосэкспертизу. Объект должен быть завершен к 2026 году. Стоимость проекта – более 25 млрд руб. Создание межвузовского кампуса на Дальнем Востоке – это флагманский социальный проект ВАНКа, который будет включать в себя возведение настоящего студенческого научного города – более 150 тысяч квадратных метров новых учебных корпусов, лабораторий, конгресс-центра и общежитий. Кампус станет крупнейшим в макрорегионе. Здесь будут учиться более 30 тысяч студентов к 2030 году.
На данный момент между Забайкальским краем и ВАНК заключено 8 концессионных соглашений на возведение школ, детсадов и газификацию Читы. (Концессия – это когда финансовые средства, необходимые на оплату подрядчиков, привлекает концессионер, а регион рассчитывается с ним в течение нескольких лет). Той же газификацией Читы не занимались с советского времени. В июне 2022 года между Правительством Забайкальского края, АО «Газпромбанк», ООО «Газпром межрегионгаз Дальний Восток» и ООО «Восточно-Арктическая Нефтегазовая Корпорация» было подписано соглашение о сотрудничестве по реализации проекта газификации частного сектора города Чита с использованием сжиженного природного газа.
Школы в Чите тоже не строили последние 30 лет. За это время очередь школьников выросла до 3,5 тысячи только в городе. И вот, наконец, сделан первый шаг в комплексном решении проблемы. Правда, еще до того, как была сдана первая инновационная школа в крае, на ВАНК обрушилась масштабная критика. Обвиняли во всем: и в качестве работ, и в нарушении законов, и в том, что корпорацию возглавляет слишком молодой руководитель – Станислав Неверов.
Но, как говорится, караван продолжил движение: в сентябре Восточно-Арктическая Нефтегазовая Корпорация закрыла сделки по продаже компаний - концессионеров по строительству шести школ в Чите. Новым учредителем стала Корпорация развития Забайкальского края. Решение, в первую очередь, было связано с оптимизацией инвестиционных затрат Корпорации: ВАНК запускает активную фазу строительства СПГ-заводов в Хабаровском крае и Иркутской области в рамках реализации федерального проекта «Чистый воздух». Создаваемые малотоннажные комплексы сжижения природного газа смогут обеспечить энергетическую безопасность поставки СПГ в Читу и другие города реализации федерального проекта «Чистый воздух», где Корпорация намерена принять участие. Компания также продолжит реализацию в Чите проектов по строительству двух крупных школ - на 800 мест в Железнодорожном районе Читы и на 2100 мест на КСК, 4-х детских садов, а также расширит стратегический проект по газификации Читы СПГ. В частности, в рамках продолжения федерального проекта планируется расширение газификации на агломерацию Читы - Смоленки и Засопки. В настоящее время идет подготовка ТЭО для данного проекта.
Кроме того, Восточно-Арктическая Нефтегазовая Корпорация подписала концессионные соглашения о строительстве инновационных «Школ будущего» в мкр. Снеговая Падь во Владивостоке на 1100 мест и в селе Вольно-Надеждинское в Надеждинском районе Приморского края на 1500 ученических мест. На полях Петербургского международного экономического форума в июне 2022 года была также поддержана инициатива по реконструкции недостроенного физкультурно-оздоровительного комплекса и строительству новых блоков в районе Снеговой Пади в г. Владивостоке на принципах государственно-частного партнерства с применением механизма «Дальневосточной концессии».
В зоне ответственности ВАНК строительство и трех школ в Хабаровском крае. Все объекты возводятся по аналогии со строительством школ в Забайкальском крае – по схеме концессии. Как пояснил «Блокноту» генеральный директор ООО «Восточно-Арктическая Нефтегазовая Корпорация» Станислав Неверов, в Хабаровском крае не было других региональных игроков, которые были готовы комплексно взяться за эти проекты:
«Наша задача - настроить механизм возведения школ, дать положительный опыт регионам. В дальнейшем мы готовы передать объекты сильным региональным игрокам, которые в состоянии их взять на себя. Самое главное, чтобы не получилось ситуации, когда переданные объекты при новых игроках будут стоять и не строиться».
Сама схема концессии новая и интересная. Она позволяет региону решать вопрос постепенно, не сразу вкладывая в объекты средства. Почему же в Забайкалье она встретила активное противодействие? По сути, сработала логика: пусть лучше не строят ничего, чем строит «чужой» для региона ВАНК. Станислав Неверов объясняет, что схема концессии, действительно, новая для Дальнего Востока:
«Если раньше были концессии только в сфере ЖКХ, то сейчас они развиваются и в энергетике, и в социальной инфраструктуре. Наверное, поэтому у ряда местных общественных деятелей концессии вызывают определённую опаску. Население привыкло со времен 90-х к приватизации. Сложилось мнение, что когда частный бизнес влезает в государственные дела, то это часто приводит к негативным последствиям для населения. Однако, концессионные соглашения позволяют приводить в регион достаточно большое количество денежных средств, и, что называется, «расшевеливать» те сферы, которые до этого находились исключительно в зоне интересов и управления местных элит и властей».
Не нравится концессия, скажем, представителям строительных компаний, которые привыкли работать с государственным заказчиком в рамках 44-ФЗ, и с которым давно и плотно выстроены отношения. А в рамках концессии приходит новый заказчик. Это частная компания, которая начинает распоряжаться деньгами. И если в рамках 44-ФЗ при выборе подрядчика главным критерием является цена, то в концессии к строителям начинают предъявлять повышенные требования и по качеству работы, и по срокам, и по применению инноваций.
«Участие в концессионных соглашениях требует от местного бизнеса достаточно сильной перестройки мышления, подходов к планированию и реализации проектов. Это в определенной степени напрягает людей. Поэтому они концессией не довольны и ее боятся», – рассказал Станислав Неверов.
Встречает компания противодействие и в вопросе газификации Читы. Дело в том, что переход на сжиженный природный газ сильно бьет по сложившейся системе отношений поставок угля населению и котельным. Станислав Неверов объясняет, что ВАНК не ставит перед собой задачу разрушить сложившийся рынок:
«Мы понимаем, что и поставщикам угля надо зарабатывать. Цели подорвать угольную отрасль, и все, что с ней связано, у нас нет. Наша главная задача - реализовать федеральный экологический проект, сделать воздух в Чите чище. Несколько десятков тысяч тонн загрязняющих веществ образуется в городе именно за счет работы угольных печей. Как следствие, предельно-допустимые нормы концентрации этих вредных для здоровья людей веществ во многих промышленных городах Сибири и Дальнего Востока нередко превышены в десятки раз! Люди, буквально, ощущают угольную пыль при дыхании. Это – не нормально!»
Поэтому ВАНК создает инфраструктуру, которая позволит обеспечивать Читу СПГ. В дальнейшем, аналогичные проекты планируются в г. Северобайкальске в Республике Бурятия, в Иркутской области и Хабаровском крае. Они сейчас в стадии активной проработки.
На сегодня поставки СПГ - наиболее реалистичный механизм изменения экологической ситуации и повышения уровня комфорта жизни для большинства населенных пунктов Сибири и Дальнего Востока. Да, он существенно дороже трубного газа, так как требует промышленных мощностей для сжижения газа, транспортировки в специальных криогенных цистернах, последующей регазификации. Многие технологии, необходимые для этого, сегодня под санкциями. А российские – только в стадии разработки. Но, в любом случае, тянуть тысячи километров трубы к каждому населенному пункту через горы или заповедные зоны – выйдет еще дороже.
Станислав Неверов объясняет, что если потенциальный потребитель будет закупать 2-3 млрд кубометров газа, то, безусловно, логичнее поставлять трубный газ. Та же знаменитая «Сила Сибири» построена не только для Китая. Она дала новые возможности для газификации Амурской области. А «Сила Сибири-2», которая сейчас проектируется, закладывает возможность для газификации Республики Бурятия. Но там, где потребности ограничиваются 50-150 млн. кубов, выгоднее поставлять СПГ.
Газ, новые школы, кампус - все это закладывает основу для того, чтобы сделать регион комфортным для проживания. Шанс сделать Дальний Восток и Сибирь привлекательными для россиян у государства есть, считает Станислав Неверов:
«Люди ориентируются не только на стоимость жилья и уровень зарплат. Им интересен базовый комфорт. Москва, как место привлекательное для жизни, начнет вскоре уступать тем городам, где у населения будет шанс более динамично развиваться. Мы уже сейчас наблюдаем массовое выгорание людей в крупных мегаполисах. И города Дальнего Востока в этом плане были бы хорошим подспорьем. Но при соблюдении ряда условий. Одно их них - доступное жилье. Государство сейчас этот вопрос решает. Другое – качественная социальная инфраструктура. И здесь тоже многое делается. Но крайне важна еще экология, транспортная доступность, качество городской среды. В этих направлениях необходимо приложить дополнительные усилия».
Станислав Неверов уверен, что со временем Дальний Восток и Сибирь станут точками притяжения науки и развития не только российских, но и иностранных высоких технологий:
«Санкции имеют свойство начинаться и заканчиваться, а вот планета у нас одна. Сохранять и оберегать планету мы обязаны все вместе. Дальний Восток и Сибирь наибольшим образом для этого подходят, потому что любой экономический рост обусловлен наличием потребителя с одной стороны и ресурсной базы с другой. Это территория, обладающая богатейшими природными ресурсами. А полтора миллиарда населения только Китайской народной республики являются крупнейшим потребителем в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В будущем Россия во взаимодействии со своими иностранными партнерами, сможет творить чудеса в области науки, техники, биотехнологиях, а также вопросах, связанных с мировой продовольственной безопасностью».