Трансанатолийский проект газопровода - ТАР, который должен доставить азербайджанский газ в Европу, «Газпром» считает нереальным.
Конкурентов «Газпрому», которые могли бы покрыть потребности Европы в газе, нет в радиусе 10 тысяч километров. Такое заявление сделал глава российского концерна Алексей Миллер на годовом собрании Международного делового конгресса.
При этом Трансанатолийский проект (ТАР), который осуществляет Азербайджан по доставке своего газа в Европу, «Газпром» вообще в расчет не берет. ТАР даже не рассматривается как конкурент.
- Участники азербайджанского проекта четыре года тому назад планировали начать поставки в 2017 году. Сейчас говорят про 2021 год, и каждый год в течение четырех лет по годику все прибавляется. И эксперты говорят, что эта тенденция прибавлять годик еще продолжится, - заявил Миллер.
Исходя из этого, «Газпром» намерен увеличить более чем на 5 процентов экспорт газа в Европу в текущем году по сравнению с 2014-м. А по итогам 2014 года доля «Газпрома» в импорте газа ЕС составляла две трети, в потреблении - 30%.
- Я бы не стал на месте Миллера так беспечно рассуждать о конкурентах, - поделился источник «Блокнота» в «Газпроме». - ТАР является частью большого проекта «Южного коридора» - сети газопроводов, по которым голубое топливо из Каспийского моря через Турцию, Болгарию и Румынию будет идти в Центральную и Западную Европу. Можно много говорить, как быстро они будут задействованы, но то, что они будут, - это безусловно. У нас же почему-то рассчитывают на чудо, типа а вдруг там что-то произойдет и строительство остановится. Не исключено, если учесть ситуацию с обострением отношений Азербайджана и Армении, но сам принцип такого подхода, когда рассчитываешь на авось, несерьезен для такой компании, как наша, - сокрушается собеседник.
Источник считает, что концерн не должен был так упрямо противостоять Евросоюзу в вопросе «Турецкого потока», гораздо правильнее было бы договариваться, находить точки соприкосновения.
- Я понимаю, что ЕС не хочет делить с Россией риски транспортировки газа по украинскому газопроводу, но ситуация за этот год существенно изменилась, и у Европы открылись глаза на Украину, соответственно, у нас появились шансы добиться уступок со стороны получателей российского газа, - считает собеседник.
Всю вину он возлагает на «Газпром», который подменил политику экономикой.