Это не только иностранные компании.
В ближайшие три года около 50 банков могут покинуть российский рынок. Это не только иностранные игроки, но и российские финансовые учреждения. Об этом в интервью газете «Известия» рассказал экс-зампред ЦБ Михаил Сухов, который сейчас возглавляет рейтинговое агентство АКРА.
По словам Сухова, это как иностранные компании, которые сталкиваются с давлением Запада, так и российские небольшие банки, которые принадлежат крупных компаниям, а также банки, входящие в крупные финансовые группы, владельцы которых могут со временем оптимизировать расходы.
Что касается иностранных игроков, то скорость ухода тут может зависеть от административных решений, от взаимоотношений с регуляторами, а также от того, насколько выгодно или невыгодно компаниям будет покидать российский рынок.
«Всего у нас в стране работает свыше 50 кредитных организаций, контролируемых иностранным капиталом. Но капитал некоторых из них находится под контролем дружественных государств, в том числе Китая. Они, конечно, не будут закрываться», — отметил Сухов.
Российские небольшие банки, которые принадлежат крупным компаниям или предприятиям, тоже могут закрыться. Например, это компании, которые занимаются обслуживанием платежного бизнеса. Они могут столкнуться с трудностями.
«Становится понятно, что трансакционный бизнес не может быть единственным источником доходов, нужно выходить на более прибыльные рынки — в кредитование. При низком капитале это удастся не всем», — считает эксперт.
Третья категория — российские банки, входящие в крупные финансовые группы. Они могут быть закрыты в ходе оптимизации расходов внутри компаний. Причем, это могут быть как частные, так и государственные компании.
По словам Сухова, это вполне нормальные банковские процессы в текущих условиях. Похожие процессы происходят в США, хоть и в другом масштабе. Там, считает эксперт, банков больше, чем в Европе и многих других развитых системах, сейчас в Штатах происходит абсолютно естественный процесс консолидации банковского бизнеса. При этом некоторые американские банки специализируются на определенных активах, например, на госбумагах, что отражается на деятельности при серьезных колебаниях. При этом Сухов считает, что банковский кризис в США не приведет к глобальному кризису, хотя такие прогнозы звучали.
Россия столкнулась с зарубежными санкциями в 2022 году, а ряд зарубежных банков заявили о том, что уходят из России. Процесс получился не быстрым — продать активы оказалось не так просто. Кроме того, с осени 2022 года все подобные сделки с крупными финансовыми организациями должно одобрять правительство.
Например, Россию покинула группа Societe Generale, которая вела бизнес в нашей стране с 1993 года. Изначально банк назывался «Сосьете-женераль Восток», но после стал «Росбанком». В апреле прошлого года Societe Generale объявила о продаже «Росбанка» российской группе «Интеррос».
Ещё одна компания, заявившая об уходе из РФ — американская Citygroup, у которой в России с 1993 года работало подразделение «Ситибанк». Продать банк сразу не удалось. В конце октября «Уралсиб» объявил о покупке розничного кредитного портфеля «Ситибанка», а сам банк заявил, что будет постепенно сворачивать деятельность. Например, с 14 июля банк закрывает своё отделение в Санкт-петербурге, а ранее ограничит возможности внесения средств на кредитные карты. В марте банк приостановил возможность оплаты сервисов, но после восстановил эту возможность.
В марте прошлого года стало известно, что чешская PPF Group продает банк «Хоум Кредит» группе частных инвесторов во главе с Иваном Тарышкиным, который занимал пост председателя СПБ Биржи. После из-за этой сделки он попал под санкции и оставил эту должность. В начале лета этого года банк «Хоум Кредит» заявил, что сменит название на «Хоум Банк».
Также российским инвесторам были проданы «РН-банк» (покупатель — «АвтоВАЗ»), HSBC (покупатель — «Экспобанк»), «Мерседес Бенц-банк Рус» (покупатель — холдинг «Автодом»), «Москоммерцбанк» (покупатель неизвестен), Ikano Bank (покупатель — «Кредит-Европа-банк»). Многие были выкуплены на довольно выгодных для покупателей условиях.
О том, что свернет бизнес, заявлял и австрийский Raiffeisen Bank, но продать активы компании так и не удалось. В мае банк заявил о закрытии корсчетов всем российским банкам, кроме своей «дочки». При этом «Райффайзен» продолжает работать, выпуская карты и устраивая акции.
Несмотря на тысячи введенных санкций, в том числе и в банковском секторе, россияне их особо не почувствовали. Проблемы возникли у компаний, работающих с зарубежными поставщиками, но и с ними нашли способы взаимодействовать. Масштаб последствий санкций против России оказался меньше ожидаемого.
Ранее стало известно, что российские банки ужесточают условия снятия денег в банкоматах.