Минфин и Банк России делают максимально возможное в той ситуации, в которой оказалась страна, поэтому их работу можно считать удовлетворительной, сказал Никита Масленников.
Невозможно однозначно оценивать работу финансового сектора, потому что и ЦБ, и министерство финансов являются заложниками правительства и обязаны выполнять поставленные перед ними задачи, причем не только Кабинетом министров, но и президентом России. Так прокомментировал ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников высокую оценку, которую премьер-министр Дмитрий Медведев дал работе финансового сектора.
- Президент Владимир Путин поставил перед правительством задачу, чтобы дефицит был не более 3% ВВП, и финансовый сектор должен выполнять ее. Но если учесть, что дефицит в 3% рассчитывался при нефтяных ценах по 50 долларов за баррель, то даже при 40 долларах необходимо ликвидировать «дыру» в 1,6 трлн рублей. Латать приходится по живому. А это требует такого искусства «кройки и шитья», что не каждому финансисту под силу, - говорит эксперт.
При этом Масленников обращает внимание на то, что правильнее было бы рассчитывать бюджет по рекомендациям Банка России, то есть по 35 долларов за баррель, а это еще большая дыра, которую придется латать.
Чтобы получить дефицит хотя бы 3,5% , придется оптимизировать расходы на 9-10%, что сделать крайне сложно. И первое, что приходится делать министру Силуанову, так это определять, какой дефицит бюджета возможен, что и откуда можно взять.
- Как говорится, курочка по зернышку клюет: что-то можно взять с нефтяников (до 100 млрд рублей), что-то дадут дивиденды (как известно, госкомпании будут платить дивиденды за 2015 г. в размере 50% от прибыли), до 73 млрд рублей остались неиспользованные с прошлого года бюджетные средства. Остальную часть дефицита бюджета придется покрывать за счет каких-то других источников, над чем сейчас и ломает голову Минфин, - поясняет Никита Иванович.
В то же время экономист считает, что в электоральный цикл года вряд ли стоит ожидать существенных сокращений бюджета. Скорее всего, оптимизация будет проводиться с новой Думой, уверен Масленников.
Победой Минфина эксперт считает решение правительства вернуться к трехлетнему бюджетному планированию. Антон Силуанов уже объявил о том, что начата подготовка бюджетной политики на следующий период - 2017-2019 годов. В такой ситуации можно планировать спрос, регулировать экономику и включить механизм контроля, а это те параметры, без которых сложно всё рассчитать.
- Так что если оценивать работу финансового сектора по принципу удовлетворительно или неудовлетворительно, то я бы все-таки поставил удовлетворительно. И особенно зная, в каких жестких условиях приходится работать и Набиуллиной, и Силуанову: с одной стороны, непонимание коллег, с другой - рост лоббистских запросов со всех сторон. Думаю, они достойны сочувствия, - резюмирует Масленников.
Ранее премьер Дмитрий Медведев, выступая с отчетом о проделанной работе правительства за 2015 год, пообещал не поднимать налоги до 2018 года. Что же касается оптимизации текущего бюджета, то Силуанов уже объявил о подготовке поправок по сокращению, однако, они, скорее всего, будут рассмотрены после выборов в Госдуму.