Согласно опросам, 64% россиян регулярно пьют кофе, а 54% — чай.
Цены на кофе и чай могут вырасти в России уже этой осенью — из-за «сложной ситуации» крупные производители чая и кофе повышают отпускные цены. «Блокнот» разбирался, почему растут цены на кофе и чай в России.
С сентября крупные производители чая и кофе повышают отпускные цены на 6-9%. По крайней мере, компания «Май» (бренды «Лисма», «Майский», Curtis, Coffesso, Richard) уведомил о таком повышении ритейлеров, пишет «Коммерсант» со ссылкой на письмо компании.
Рост цен объясняется наблюдаемой в последнее время волатильностью курса рубля, из-за чего резко выросли затраты на импорт сырья. Ситуация оценивается как «сложная», так как доля импортного сырья у производителя составляет более 80%. При этом повышать цены «Май» собирается постепенно.
Уведомление о росте закупочных цен отправила и компания JDE (бренды Jacobs, L`OR, Tassimo, Pickwick), причиной называется девальвация рубля, а также рост сырья на мировых рынках.
Также на 4-5% планирует поднять цены на свою продукцию компания «Орими» (бренды Greenfield, Tess, Jardin). Плавно поднимать отпускные цены будет и производитель кофе Madeo.
Российские производители сильно зависят от иностранного кофейного зерна и чая. По словам гендиректора ассоциации «Росчайкофе» Рамаза Чантурии, в России фасуется 95% импортируемого чая и 75% кофе. При этом, как пишет «Коммерсант», запасы зерен кофе и чая, купленные по приемлемой цене с более высоким курсом рубля, уже практически закончились, а это значит, что новые закупки будут по более высоким ценам и продукция производителей может подорожать на 20%.
Сейчас кофе выращивают в 70 странах, но 70% производства приходится на пять государств: Бразилию, Вьетнам, Колумбию, Индонезию и Эфиопию. На урожаи в этих странах сильно влияет погода — например, из-за прихода Эль-Ниньо и засухи в Бразилии урожай кофе в этом и следующем году ожидается хуже, чем обычно. Ожидается, что те же проблемы также ударят по районам выращивания кофе в Юго-Восточной Азии.
Чай экспортируют страны Азии и Ближнего Востока — Китай, Шри-Ланка, Кения, Индия и ОАЭ. Засуха в Азии также влияет на урожаи: по данным чайной мануфактуры In Pursuit of Tea (США), в этом сезоне в Индии сбор чая уже сократился на 30–40%, в Китае — на 20%.
Получается, что по кофе и чаю нанесен «двойной удар» — с одной стороны сокращение урожая и снижение импорта, с другой — нестабильность рубля.
В Минсельхохе уже прокомментировали информацию о возможном повышении цен. Там заявили, что российским потребителям доступны чай и кофе в различных ценовых категориях, поэтому выбор у россиян будет.
При этом не стоит забывать, что цены на цельнозерновой и молотый кофе в России начиная с февраля 2022 году уже заметно вырос в цене: в начале 2022 года за килограмм отдавали около 1100 рублей, в марте 2023 года — 1486. Та же ситуация и с черным листовым чаем: цена выросла с 996 рублей за килограмм до 1206 рублей.
Россияне любят и кофе, и чай. В 2019 году потребление кофе впервые превысило потребление чая. Тогда в «Росчайкофе» заявляли, что за 10 лет потребление кофе в России выросло на 97% и составило порядка 180 тысяч тонн готовой продукции, а вот рынок чая сокращался и составлял 138,8 тысяч тонн.
Сейчас среднестатистический россиянин в среднем выпивает порядка 300 чашек натурального кофе в год, что эквивалентно 60 литрам на человека, в то время как 30 лет назад за год пили по 29 неполных чашек, то есть примерно 5,7 литра на человека. При этом согласно опросам, 64% россиян регулярно пьют кофе, а 54% — чай.
Ранее «Блокнот» рассказал, что цены в России ещё сильнее вырастут из-за падения рубля.