Первые на Красной планете: как СССР опередил США в «марсианской гонке»

Земля2 комментария
Первые на Красной планете: как СССР опередил США в

Полвека назад советский космический аппарат успешно приземлился на Марсе.

Ровно 50 лет назад, 2 декабря 1971 года, спускаемый аппарат автоматической межпланетной станции «Марс-3» впервые в истории человечества успешно осуществил мягкую посадку на Красную планету. Этот аппарат стал один из трех автоматических межпланетных станций серии М-71, созданных НПО им. С.А. Лавочкина. «Блокнот» вспоминает, как СССР опередил США в «марсианской гонке».

Космическая программа «Марс»

После полета первого человека в космос и запуска космических аппаратов к Луне, СССР и США нацелились на Марс. Советский Союз в рамках программы «Марс» произвел запуск нескольких аппаратов в сторону Красной планеты.

Предшественников третьего аппарата отправили в космос в 1962 и 1971 году. Запуск «Марса-1» состоялся 1 ноября 1962 года с космодрома Байконур. Четвертая ступень ракеты-носителя с космическим аппаратом была выведена на промежуточную орбиту искусственного спутника Земли, а после ушла в сторону Красной планеты. «Марс-1» успешно вышел на межпланетную траекторию, но в одном из клапанов микродвигателей системы обнаружилась течь. Утечка газа привела к отказу системы ориентации и потере аппарата.

Несмотря на технические проблемы, «Марс-1» успел сделать многое. За время полета с ним был проведен 61 сеанс радиосвязи, а на его борт передано более 3 тыс. команд. Последний сеанс связи с аппаратом состоялся 21 марта 1963 года на расстоянии 106 млн км от Земли. Устройство хоть и не смогло изучить саму планету, но передало много информации о космическом пространстве между орбитами Земли и Марса.

Марс-2. Фото: Роскосмос

«Марс-2» был предназначен для исследования планеты как с орбиты, так и непосредственно на поверхности. Его запустили с Байконура в мае 1971 года. Полет к Марсу продолжался более 6 месяцев. После нескольких коррекций движения, советский аппарат вышел на траекторию, проходящую на 1380 км от поверхности Марса. В ноябре 1971 года спускаемый аппарат был отстыкован, но слишком круто вошел в атмосферу и не успел затормозить. Он разбился, но несмотря на то, что посадка была неудачной, он стал первым спускаемым аппаратом, достигшим поверхности Марса.

Марс-3. Фото: Роскосмос

«Марс-3» тоже отправился в полет в мае 1971 года, но ему, в отличие от предшественников, удалось стать первым космическим аппаратом, совершившим мягкую посадку на поверхность Красной планеты.

В спускаемом аппарате была установлена аппаратура для измерения температуры и давления атмосферы, масс-спектрометрического определения химического состава атмосферы, измерения скорости ветра, определения химического состава и физико-механических свойств поверхностного слоя, а также для получения панорамы с помощью телевизионных камер.

Посадка произошла 2 декабря 1971 года, устройство село на плоском дне крупного кратера Птолемей. Спустя 1,5 минуты после этого «Марс-3» уже начал передавать данные на Землю. Правда, вскоре связь резко оборвалась. Все, что за это время удалось передать — расплывчатый фрагмент снимка с марсианской поверхности. Полученное изображение представляло собой хаотически расположенные белые, серые и черные полосы, на которых нельзя выявить ни единой детали.

Переданный «Марсом-3» снимок. Фото: Роскосмос

Как позже вспомнил в интервью «Газете.ру» участник миссии, академик Михаил Маров, всех, кто наблюдал за посадкой, охватила радость, но она была недолгой.

«Я до сих пор иначе, как без дрожи об этом не могу вспоминать и о той эйфории, которая нас всех охватила. Мы видели, что вроде бы все идет нормально, отклонений и сбоев нет <...> И вдруг, спустя почти 20 секунд – внезапное прекращение сигнала», — рассказал он изданию.

Наиболее вероятной причиной отказа дальнейшей передачи видеосигнала могла быть пылевая буря, бушевавшая в тот момент на Марсе.

Орбитальные аппараты «Марс-2» и «Марс-3» работали еще долгое время до исчерпания запасов топлива, выполнив всю заложенную научную программу. Ученые смогли узнать больше о солнечном ветре, составе марсианской атмосферы, динамике глобальной пылевой бури, межпланетных магнитных полях и многом другом.

Интересный факт

В 2013 году советский аппарат разглядели на снимках НАСА. Создатель сообщества, посвященного марсоходу Curiosity, Виталий Егоров обнаружил на снимках зонда MRO (Mars Reconnaissance Orbiter) объект, очень похожий на советскую станцию. Он находился почти в той точке, которую в качестве места посадки указывали советские конструкторы.

Снимок зонда MRO. Фото: NASA

Кто еще побывал на Марсе

После «Марса-3», на Красную планету в 1974 году пытался сесть советский аппарат «Марс-6», но посадка оказалась неудачной. В 1976 и 1978 году на поверхности Марса работали американские автоматические марсианские станции (АМС) «Викинг-1» и «Викинг-2».

Дальнейшее изучение поверхности Марса продолжилось только в конце 1990-х годов. На нее приземлялись космические аппараты США, Европы и Великобритании, но не все они были успешными. Одним из самых известных и работающих до сих пор считается американский марсоход Curiosity, изучающий Марс с лета 2012 года. На аккаунт миссии в Twitter подписано более 1 млн человек.

Curiosity. Фото: NASA.

В 2021 году посадку на Марсе совершил американский марсоход «Персеверанс» с беспилотником Ingenuity, а также китайский аппарат «Тяньвэнь-1».

«Тяньвэнь-1». Фото: www.cnsa.gov.cn

А что дальше?

Одной из целей исследования Марса является поиск доказательств существования там жизни — в прошлом или настоящем. Россия в рамках совместного с Европейским космическим агентством проекта «ЭкзоМарс» в 2022 году планирует отправить на Красную планету еще один космический аппарат.

Планируется, что исследовать поверхность Марса будет марсоход «Розалинда Франклин», названный в честь британской ученой, биофизика и рентгенографа, занимавшейся изучением структуры ДНК. Сейчас аппарат проходит необходимые испытания.

Прототип марсохода  «Розалинда Франклин». Фото: Wikipedia/Mike Peel (www.mikepeel.net)
Прототип марсохода «Розалинда Франклин». Фото: Wikipedia/Mike Peel (www.mikepeel.net)

Предполагается искать следы жизни непосредственно под поверхностью, изучать свойства грунта ученые будут с помощью специальной буровой установки, которой оборудован марсоход, а также используя датчики макросъемки, инфракрасного микроскопа, лазерного спектрометра и других приборов.

Планы отправить людей на Марс тоже были, но четких дат пока нет. В НАСА, в частности, сообщали о полете в 30-х годах этого столетия. Глава частной компании SpaceX Илон Маск и вовсе заявлял о планах колонизировать Марс.

Эксперты считают, что такой полет на Марс возможен, но если экспедиция будет носить международный характер, так как это выгодно как с технологической, так и с финансовой точки зрения. Историк космонавтики Александр Железняков поделился с ТАСС мнением, что о возможности организации экспедиции на Марс в ближайшие 10-20 лет говорить не приходится.

Ранее российские ученые выяснили, как поведут себя первые люди на Марсе. Они провели эксперименты, которые имитировали длительную миссию на Красную планету. Оказалось, что со временем экипаж теряет связь с Землей, а среди членов команды начинаются конфликты.

«Блокнот» также рассказывал о тайнах Красной планеты и о том, что удалось найти на Марсе марсоходу «Персеверанс», который находится там уже 10 месяцев. В частности, он уже успел доказать, что на планете были водоемы, запустил дрон и собрал образцы для отправки на Землю.

Владимир Путин: «Создание ядерной установки в космосе — приоритетное направление»

«Гагарин, я Вас любила»: 9 марта исполняется 90 лет со дня рождения первого космонавта

Россия и Китай планируют использовать на Луне ядерную энергию

Сводка с фронта СВО 19 марта: война в воздухе нарастает, на земле ВС РФ и ВСУ ведут ожесточенные позиционные бои

ВСУ продолжают безуспешные попытки захватить села в Белгородской и Курской областях, темпы нашего наступления на Авдеевском направлении СВО незначительные.

Как найти справедливость в прогрессивном налоге для россиян от Путина

Проблема неравенства не только в том, что у одних денег запредельно много, а другие живут в нищете. Проблема глубже. Объясняет обозреватель «Блокнота», депутат Госдумы III, ...

В Майами погиб 42-летний тренер ХК «Салават Юлаев» Константин Кольцов

Об этом сообщил официальный аккаунт клуба в соцсетях

Сами себя "отменили": что за "эпидемия" гасит звезд шоу-бизнеса

Сразу несколько популярных звезд сообщили о том, что им необходимо временно уйти со сцены.

Откровенные наряды и страсть к эпатажу: 19 марта Валерию Леонтьеву исполняется 75 лет

Даже на заре своей певческой карьеры (в советское время) исполнитель не боялся появляться на публике в смелых образах.