Сразу после выборов новому составу Госдумы предстоит утвердить пакет бюджетных и налоговых корректировок, которые существенно повлияют на стоимость топлива.
Нерадужные перспективы
В начале июля на заседании правительственной бюджетной комиссии обсуждалась концепция донастройки налоговой системы. Речь шла увеличение отчислений в бюджет на 400 млрд руб. ежегодно в 2022—2024 годах. На эти средства планируется финансировать «стратегические инициативы правительства», а, по сути, те обязательства, которые уже начала давать в ходе предвыборной кампании «Единая Россия». Как, например, бесплатная газификация домовладений, о которой писал "Блокнот. ру".
Сами по себе инициативы правящей партии вполне могут показаться для людей привлекательными. Вот только не надо забывать: оплачивать программные заявления «Единой России» она заставит нас с вами.
Итак, откуда же правительство и «Единая Россия» планируют взять деньги на свои инициативы? В частности, предлагается повысить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), расширить и скорректировать режим налога на дополнительный доход (НДД), плюс - для нефтяной отрасли изменить систему уплаты акцизов.
Но именно перечисленные налоги являются одной из главных проблем бензинового рынка. Они уже составляют более 71% стоимости литра на АЗС. И когда вырастет эта доля, за ней автоматически поднимутся оптовая, мелкооптовая и розничная цены.
Можно было бы и по-хорошему
На самом деле, при желании правительство и «Единая Россия» могли бы в любой момент за счет вполне рыночных механизмов вывести ценники АЗС на уровень 30 рублей за литр. А при долгосрочной реализации такой стратегии – даже 15-20 рублей за литр! Сохранив возможности для развития отрасли.
Вариантов изменить ситуацию к лучшему много. Скажем, утвердить такие экспортные пошлины на нефтяное сырье и нефтепродукты, которые будут стимулировать отечественные нефтяные компании сохранять необходимые объемы переработки. Снизить акцизы на бензин, параллельно обязав ВИНКи продавать, скажем, хотя бы половину производимых нефтепродуктов на внутреннем рынке. Если снизить фискальное обложение нефтепродуктов, и добиться, чтобы их предложение на внутреннем рынке превышало спрос – цены упадут сами собой!
Но вместо подобного рода решений, правительство уже несколько лет в качестве инструмента регулирования использует демпферный механизм. Полностью одобряемый депутатами Госдумы от «Единой России». Т.е. когда бюджет еще и доплачивает ВИНКам так называемый нетбэк – ту часть прибыли, которую потеряли холдинги, поставив топливо не за рубеж, а на российский рынок.
Речь не о компенсации убытков: торговать на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже нефтепродуктами тоже прибыльно. Просто за то, что российские компании продают добытые из российских недр углеводороды российским гражданам (которым, как бы, принадлежат все эти недра), ВИНКам еще и дополнительно платят из бюджета. Который, на минуточку, формируется тоже за счет налогов россиян.
То есть, в конечном итоге, за все платим мы с вами. Это, скажем, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, акциз, НДС. Плюс - платные участки дорог, система «Платон», таможенный сбор за импортные авто, платные услуги ГИБДД, обязательное автострахование, парковки и штрафы.
Не забывайте, что если кто-то не ездит на авто, он тоже платит: через себестоимость любых товаров и продуктов, перевозимых по регионам и городам. Растет цена бензина, растет себестоимость логистики, растут цены в магазинах. Поэтому намеченное повышение налогов ударит абсолютно по всем категориям граждан.
Кстати, любопытно, что государство засекретило от своих граждан, какая часть их налогов уходит на нетбэк нефтяным гигантам! Получить информацию о конкретных суммах выплат пытался Независимый Топливный Союз – одно из объединений региональных сетей АЗС. Но соответствующие результаты работы Счетной палаты, оказались засекреченными.
Особый интерес
Почему столь абсурдная по логике система налогообложения и ценоформирования уже долгие годы устраивает партию власти? Прежде всего, потому, что она отвечает интересам главных игроков рынка – ВИНК. А он заключается в тотальном экспорте нефтепродуктов.
Формально государство обязало крупные холдинги продавать на российской бирже хотя бы 11% объемов производства бензинов. Но этот уровень, поддерживает только «Роснефть». В результате, реальной конкуренции на внутреннем оптовом рынке, практически, нет.
Независимые же сети (половина АЗС в стране) не имеют ничего, кроме бензоколонок и иногда – маленьких нефтебаз. Их главный принцип – купить оптом дешевле, а продать на заправке дороже. Из-за отсутствия конкуренции, почти все они «стучатся» в двери «Роснефти» в регионах. Что-то закупают оптом на бирже. Но, чаще всего, там объемов для полноценной работы не хватает. И приходится идти в мелкий опт – на местные нефтехранилища российской компании.
А там уже полная вольница и манипуляции с уровнем исполнения поступающих заявок. Попросили 100 тыс. литров? Нет у нас! Дадим 15 тыс. Такая политика «Роснефти»– дополнительный мощный стимул для роста цен, и вечный потенциальный источник кризисных процессов в регионах. Но власть предпочитает подобного не замечать – мол, это же отношения хозяйствующих субъектов.
Тем более, никогда не следует забывать: конечные решения принимают конкретные люди. И когда от таких решений зависят прибыли в миллиарды – где-то рублей, а где-то долларов, то те, кто не хочет терять эти деньги, лоббирует свои интересы. Как следствие, государственные регулирующие решения или откладываются, или постоянно принимаются в «усеченном» виде.
Что нас ждет
К сожалению, момент для потенциального повышения налогов выбран правительством и «Единой Россией» крайне неудачно. И речь даже не о людях, которые вряд ли будут рады такому «подарку» сразу после выборов.
Дело в том, что, во-первых, по прогнозу мировые цены на нефть тоже будут расти. Значит, наши нефтяные гиганты постараются перенаправить за рубеж максимум своей продукции. А это - потенциальный дефицит топлива внутри России, и рост цен.
Во-вторых, очередная волна коронавируса и вводимые в регионах ограничения ведут к снижению потребления на внутреннем рынке. И региональные сети АЗС, не желающие терять объемы прибыли, всеми путями ищут возможность их сохранить. Отсюда – потенциал для медленного, но неуклонного роста ценников.
В-третьих, до выборов в Госдуму действующая власть всеми путями будет за этими ценниками зорко следить. И любые 10 копеек в литре будут даваться сетям с большим трудом. Но, как обычно, речь идет не о решении проблемы, а лишь - о ее временной консервации. Даже если летом рынок не «взорвется», после 19 сентября он «отыграет» все то, что недополучил. И по бюджету автомобилистов может быть нанесен колоссальный удар.
Зависимые независимые
К сожалению, весь бензиновый рынок страны работает на чьи угодно интересы, кроме интересов простого человека. Государство и партия власти собирают на нем средства для своих громких инициатив. Чиновники, ответственные за регулирование и стратегию развития, не забывают про вопросы личного обогащения. ВИНКи зарабатывают сверхприбыли за счет экспорта. А независимые АЗС всеми силами пытаются «навариться» на крохах, упавших с барского стола ВИНК на российский рынок.
Правда, в отличие от других участников нефтяного рынка, предпочитающих все решать в тишине совещаний, независимые АЗС постоянное делают вид, что работают в интересах автомобилистов, и рассказывают о своем сложном положении в СМИ и соцсетях. Но, во-первых, мнение независимых АЗС мало интересует правительство и ВИНК. Как рыночный инструмент они вполне заменяемые. Просто партии власти не нужен лишний шум и негатив от владельцев бензоколонок. А, во-вторых, на самом деле, владельцы мелких сетей борются не за снижение цен на своих заправках! Они добиваются снижение цены опта и мелкого опта. В хорошие времена, из-за колебаний на бирже, разница между оптом и розницей достигает на литре и 10 рублей. В этой ситуации независимые сети предпочитают скромно молчать об объемах своей прибыли. Но как только соотношение уменьшается до 3-4 рублей (в среднем по всем видам топлива), начинаются «стенания» по защите автомобилистов от возможного роста цен.
В итоге, обман автомобилистов в нашей стране – это многоуровневая, стабильно работающая система. На простых людях наживаются все – от чиновников и акционеров ВИНК, до владельцев и иногда - сотрудников небольших АЗС.
Но изменить систему тотальных манипуляций на этом рынке можно только «сверху» - устранив от власти тех чиновников и депутатов, которые срослись с интересами крупнейших нефтегазовых монополий, и делают все, чтобы сохранить сверхприбыли корпораций.
КСТАТИ
Как автомобилистов обманывают на АЗС
Ко всем этим системным механизмам выкачивания денег из автомобилистов, их периодически обманывать и по старинке. Например, с помощью недолива или продажи менее качественного топлива по цене более дорого. Скажем, с приходом холодов многие АЗС начинают продавать клиентам «зимний» дизель, резко повысив цену. Хотя по факту в резервуарах находится летнее дизтопливо. Просто, некоторые его партии могут работать до минус 10-15 градусов.
Также не забывайте: нефтепродукты в зависимости от температуры имеют разную плотность и объем. В «погребе» резервуара она одна. На жаре – другая. И совершенно «честно» вам могут не долить 2-3% топлива. По оценке специалистов Росстандарта, российские АЗС недоливают сегодня в среднем около 300 мл на каждые 10 литров топлива.
Но настоящие мошенники просто приглашают «айтишников», устанавливающих дублирующую систему на АЗС. И вся электроника перепрограммируется на недолив. «Вирусы» при этом могут внедряться как в программное обеспечение колонок, так и в системы суммарных счетчиков, технологических проливов и контрольно-кассового учета. Обычно устанавливают «недолив» процентов 7-10. Определить такой объем клиенту на глаз или по бензобаку очень сложно. А за день набегает отличная «прибавка». В случае же намечающегося скандала с клиентом, программное обеспечение оперативно переключается работником с помощью пульта.
Стоит посматривать и за заправщиками. На некоторых АЗС – это не просто часть сервиса. В отсутствии посетителей заправщик вполне может слить пару-тройку литров топлива в специально заготовленную тару. Или прекратить заправку, когда в колонке или шланге остается еще литр топлива. После того как клиент уезжает, шланг «выдаивается» в канистру.
Некоторые компании балуются добавкой присадок, выдавая дешевый бензин за качественный. К примеру, добавление раствора тетраэтилсвинца (ТЭС) позволяет увеличить октановое число на 5-10 единиц. Так нередко бензин АИ-98 получали добавлением ТЭС к АИ-92.