Российская академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ разработала для госслужающих специальную методичку, которая должна им помочь.
Чиновники должны разговаривать с народом на понятном языке, без всяких канцеляризмов и шаблонов. Специально для этого для госслужащих расписали специальную «методичку», которая должна помочь им общаться с россиянами. Как следует из специального пособия, подготовленного специалистами Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), цель пособия - повысить доверие между гражданами и администрацией. Неслучайно за дело взялась именно РАНХиГС, которую считают «кузницей российских управленческих кадров».
Порой ответы чиновников на запросы рядовых граждан вызывает непонимание, раздражение, но что хуже всего - разочарование в работе органов власти, говорится в документе. Давно пора уходить от формализма - главный посыл «методички», разработанной в рамках программы «Приоритет 2030». Автор сборника убеждена, что у общества есть запрос на открытый диалог с органами власти.
«В жизни люди часто остаются недовольны результатом общения, агрессивны по отношению к госструктурам, которые, в свою очередь, не готовы устанавливать контакт. Таких ситуаций легко избежать, если ставить перед собой правильные цели и уходить от формализма», - пояснила «Известиям» исполнительный директор Центра понятного языка Высшей школы государственного управления РАНХиГС Юлия Андреева.
Свой труд авторы снабдили множеством примером, доказывающих насколько «далеки от народа» государственные служащие. Так, к примеру, ветерану, который обратился за информацией - положено ли ему жилье или нет, сообщили: «меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны реализуются за счет субвенций, предоставленных бюджетам РФ из федерального бюджета». В пособии обращается внимание на то, что подобные ответы вводят адресата в заблуждение, направляют его по ложному пути, а финал один - раздражение и недовольство работой органа власти.
Авторы пособия особо подчеркнули, что люди нуждаются в четких и информативных ответах, в которых содержатся ясные указания, как им действовать. «Людям нужны действия. Действия, которые начинаются со слов», - следует из методички.
Однако эксперты, считают бесполезным труд по учебе госслужащих нормальному общению с населением. К примеру, доцент кафедры общего и русского языкознания Российского университета дружбы народов Елена Михеева считает, что научить чиновников давать на запрос необходимую информацию можно, но бесполезно, так как это не в их интересах.
«Это будет требовать от них дополнительных усилий и станет проверкой их компетенции, а сейчас, в привычной коммуникации можно спрятаться за официально-деловым стилем русского языка», — пояснила Елена Михеева.
А вот доцент кафедры интегрированных коммуникаций школы медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС Николай Кульбака верит, что исправить чиновников, научить его разговаривать с россиянами как это нужно, реально, но только при одном условии. Госслужащий должен нести ответственность за свои действия. Чиновничьи действия должны быть оценены теми, кто написал письмо, а не вышестоящим начальником, которое проверят только одно - ответили гражданину на запрос или нет, а вот что ответили - его вообще не волнует, сказал изданию Кульбака.
Как-то фонд «Общественное мнение» провел опрос, предлагая россиянам ответить на вопрос: справляются ли чиновники с работой. Большинство респондентов ответили, что нет. Но госслужащих обидел такой результат оценки их труда, ведь они считают, что работают хорошо, а некоторые - что очень хорошо.