Российские железные дороги осилят повышение тарифов «только» на 7,5%, если монополии выдадут 140 млрд рублей на «поддержание финансовой устойчивости».
В обновленном финансовом плане РЖД на 2014–2016 годы учтена государственная помощь компании в размере 140 млрд рублей. Монополия нуждается в субсидиях из-за рекомендаций повысить тарифы не больше, чем на 7,5%.
При этом в стратегии развития до 2020 года указана меньшая сумма - в 75 млрд рублей на 2016 год, которая станет четвертым этапом господдержки за последние годы (в 2010-м – 54 млрд 200 млн рублей, в 2013-м – 23 млрд 700 млн рублей и в 2014-м – 26 млрд 700 млн рублей). Дефицит средств монополия компенсировала за счет продажи дочерних фирм и полученных дивидендов. Но этого, вероятно, окажется недостаточно - сейчас таких источников у РЖД уже нет.
В финансовом плане представлены и другие варианты сокращения суммы необходимых субсидий для «поддержания финансовой устойчивости». Например, повысить тарифы не на 7,5, а на 13% (тогда понадобится 67 млрд 500 млн рублей) или на 15,7% (4 млрд 100 млн). Тогда, в 2016 году, «дороги» выйдут на безубыточный уровень, после ожидаемых убытков за текущий период в 32 млрд рублей (что, кстати, меньше, чем в 2014).
Больше всего проблема с повышением тарифов беспокоит грузоперевозчиков. Индексация в 13 или в 15,7% может привести к падению погрузки минимум на 5%. Недовольны и операторы, по мнению которых дальнейший рост тарифов закончится тем, что грузы все чаще будут перевозить на альтернативных видах транспорта.
Кто в итоге компенсирует РЖД убытки – грузоотправители или государство, будут решать чиновники. В Минэкономразвития с предложениями монополии не слишком согласны.
- По нашим расчетам, достаточно будет индексации 7,5% на следующий год и субсидии бюджета на уровне 20–30 млрд рублей, - заявил представитель ведомства журналистам.