Удаленная форма образования на фоне второй волны коронавируса вновь становится реальностью
В России обсуждается возможный переход школ на дистанционное обучение из-за второй волны коронавирусной инфекции. У этой идеи находится немало сторонников и противников. В некоторых регионах уже принято решение о дистанте для школьников. Между тем, именно этот вопрос стал главным камнем преткновения.
«Блокнот» спросил у экспертов: надо ли сейчас вводить для школьников дистанционное обучение.
Политолог Сергей Станкевич:
- Что делать со школами в России - ни в коем случае не должна решать Москва. Это вопрос даже не просто региональный, а принципиально местный. Люди, живущие в локальных общинах, всегда лучше знают, что хорошо для их собственных детей. И надо перестать, наконец, вмешиваться в этот вопрос. Где-то школьная удаленка нужна уже немедленно, а где-то - еще можно с этим подождать, обстановка пока позволяет.
Оставьте этот вопрос муниципальным властям и займитесь глобальными проблемами. В первую очередь - общедоступной вакциной в достаточном количестве.
Политолог Арсен Шаяхметов:
- В условиях невозможности введения очередного локдауна из-за возможных катастрофических потерь для экономики забота о жизнях и здоровье граждан переходит в зону ответственности самих людей, работодателей и руководителей организации.
Дети относительно легко переживают течение болезни, но являются переносчиком и распространителем вируса, от чего могут пострадать родители и учителя. Именно поэтому региональные администрации (через указания Кремля) начали рекомендовать максимально возможное количество сотрудников переводить на удалённую форму работы, а в части регионов дети в школах ушли на осенние каникулы досрочно, студенты перешли полностью на удаленную форму обучения. В частности, такие меры были приняты в Башкирии. Они призваны приостановить распространение болезни, смягчить «вторую волну», выдержав двух-трехнедельный режим полумер. В текущих условиях это наиболее правильная мера, позволяющая сохранить режим относительно нормальной работы организаций и снизить риск заболевания для людей, уменьшив их социальную активность. Ключевой фактор здесь - продолжительность такого условного локдауна. Пара недель существенной роли в образовании детей не сыграет, а программу можно будет наверстать в дальнейшем за счет сокращения других каникул и уплотнения учебной программы. Однако продолжительный формат дистанционного обучения значительно снижает его качество и утрачивает контакт между учителем и учеником, учеником и изучаемым предметом. Образование перестает быть живым, становится суррогатным. К тому же, не все учителя, ученики и родители «подружились» с удаленным образованием. Много семей, где несколько детей, а компьютер лишь один. Конечно, в условиях выживания дистанционка - это выход на какое-то время, но в будущем мы получим еще одно последствие пандемии - поколение с дефективным образованием.
Доцент Ярославского государственного педагогического университета, старший научный сотрудник Центра исследования адаптационных процессов в меняющемся обществе Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (Москва) Сергей Таланов:
- Человечество периодически сталкивается с разного уровня вызовами и угрозами. В настоящее время победить коронавирусную инфекцию не получается. Есть опасность наступления ее второй волны. В этих условиях необходимо переводить школы на дистанционное обучение. Если директора школ не сделали выводов и не провели работу над ошибками по первой самоизоляции, то очевидно, что у них будет проблем еще больше, чем было при переходе на дистанционное обучение в марте 2020 года. Тогда все-таки все верили, что эпидемия скоро закончится, поэтому приложили огромные усилия для обеспечения качества получаемого образования при переходе на дистанционное обучение. Очевидно, что огромная нагрузка ляжет на плечи родителей, которые в большей своей массе не обладают педагогическими компетенциями. Ученики 9 классов и 11 классов в 2021 году получат баллы в среднем ниже по ОГЭ и ЕГЭ, чем в предшествующие годы до самоизоляции. Но несмотря на все сложности при переходе на дистанционное обучение, его сейчас не избежать. Здоровье людей - это главное о чем должны думать власти.
Педагог Людмила Ионина:
- Увы, дистанционка представляется все более неизбежной. Количество заболевших стремительно растет, болеют и дети. Конечно, в большинстве регионов слабо готовы к такому формату обучению. Если начистоту, многие учителя, не знаю, с какой стороны к компьютеру подойти, как его в розетку включить. Очевидно, что дистант необходимо осваивать, но, наверное, не в таком почти военном режиме. Сейчас зачастую такая форма обучения превращается в чистой воды профанацию.
Ранее министр просвещения Сергей Кравцов заявлял, что никакой дистанционки в российских школах не будет.