Галич был одним один из трех (наряду с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой) крупнейших представителей жанра авторской песни советского времени.
Также 19 октября Всероссийский день лицеиста, День разрешения конфликта и День памяти святого апостола Фомы, а также в этот день в 1812 году Наполеон покинул Москву, в 1941 году в Москве было введено осадное положение для подавления паники, анархии, мародерства и массового дезертирства, а в 1999 году было образовано ОАО «Туполев».
Подробнее поговорим о родившемся в этот день Александре Галиче (1918-1977) - русском поэте, сценаристе, драматурге, авторе и исполнителе собственных песен. Фильмы по сценариям Галича «Вас вызывает Таймыр» (6+) и «Верные друзья» (0+) пользовались большой популярностью у советских зрителей.
Несмотря на успех некоторых произведений, многие работы Галича были под запретом. Свое недовольство властью писатель начал выражать в авторских песнях — театральных, красочных, с яркими образами. Придя к исполнению собственных песен в начале 1960-х годов, Галич стал одним один из трех (наряду с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой) крупнейших представителей жанра авторской песни советского времени.
Остросоциальные песни и стихи Галича расходились в магнитофонных записях по всему Советскому Союзу, став знаковыми, прежде всего, в среде интеллигенции. Включающее несколько поэм творчество Галича наиболее близко к «чистой» поэзии, не требующей музыкального сопровождения.
Звучавшие протестом против насилия, цензуры и несправедливости песни Галича привели к преследованиям поэта со стороны советской власти. В 1968 году, после выступления на фестивале песенной поэзии в Новосибирске, Галич был подвергнут резкой критике в печати. В начале 1972 года он был исключен из Союза писателей и Союза кинематографистов, что означало фактический запрет на оплачиваемую творческую деятельность. В 1974 году под давлением властей Галич был вынужден эмигрировать из СССР.
Детство и юность
Александр Галич родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе (ныне Днепр). Через три недели после рождения Александра семья переехала в Севастополь, о котором у Галича сохранились первые детские воспоминания, а в 1923 году Гинзбурги (настоящая фамилия Галича – Гинзбург) переехали в Москву.
С 1930 года Александр начал посещать занятия детской литературной бригады газеты «Пионерская правда», в которой публиковались его первые стихи). В начале 1930-х годов Галич участвовал в детском поэтическом кружке поэта Эдуарда Багрицкого.
В 1935 году, окончив девятый класс школы, Александр поступил в Литературный институт имени Горького, а вскоре после этого, несмотря на огромный конкурс, был зачислен в только что открывшуюся Оперно-драматическую студию под руководством Станиславского. Осенью 1939 года, уже после смерти Станиславского, Галич покинул театральную школу, так и не закончив ее.
После начала войны Александр Галич был признан негодным для военной службы по медицинским показаниям. Из Москвы он с геологоразведочной партией отправился в Грозный, где ненадолго устроился актером и заведующим литературной частью «Театра народной героики и политической сатиры», а потом уехал в Чирчик — небольшой город под Ташкентом, в котором собрались многие студийцы Арбузова. Вместе они организовали фронтовой театр.
С 1942 года театр возвратился в Москву, регулярно выезжая на фронт. Галич участвовал в постановках как актер и как автор песен и юмористических сценок.
Драматургия
После войны Галич уже не возвратился на театральную сцену, он решил сосредоточиться на драматургии. В 1946 году, когда появились его первые пьесы, возник и псевдоним «Галич», образованный из букв фамилии, имени и отчества: Гинзбург Александр Аркадьевич.
Судьба пьес Галича складывалась непросто: автору приходилось бороться с цензурными запретами и изъятиями из своих текстов. Одна из его первых пьес — «Походный марш» (1946—1947) на военную тему — после цензурной редактуры была поставлена в 1947 году только одним театром, хотя песня из этого спектакля – «До свиданья, мама, не горюй» – многие годы была популярным радиошлягером.
Другое произведение — «Улица мальчиков» (1946) — было запрещено цензурой. Гораздо лучше сложилась судьба написанной в 1947 году в соавторстве с Константином Исаевым комедии «Вас вызывает Таймыр». Она хоть и критиковалась в печати за легковесность, тем не менее, пользовалась успехом у зрителей и была поставлена во многих театрах по всему СССР.
В 1955 году Галич был принят в Союз писателей СССР, а в 1957 году — в только что созданный Союз кинематографистов. По сценариям Галича были сняты популярные фильмы «Верные друзья» (1954), «На семи ветрах» (1962, 12+), «Дайте жалобную книгу» (1964, 0+), «Бегущая по волнам» (1967, 6+) и другие. За сценарий фильма «Государственный преступник» (1964, 0+), посвященный работе советских спецслужб в годы войны, Галич получил грамоту КГБ СССР.
Стихи и песни
«Галич был фактически единственным писателем, который длительное время находился на вершине советской писательской номенклатуры, но нашел в себе мужество отказаться от благополучной жизни и выбрать свободу», - писал о советском барде Яков Корман.
В начале 1960-х годов Галич был успешным советским драматургом и киносценарист, пьесы которого шли в театрах по всему СССР. Вместе с другими литераторами он регулярно выезжал заграницу: в Норвегию, Швецию, Францию и страны соцлагеря. В то же время в мировоззрении и творчестве Галича произошел перелом: по разным источникам, в 1961 или 1962 году он написал сатирическую песню «Леночка», от которой позднее стал отсчитывать новый этап своего творчества как неподцензурного поэта-барда.
Вскоре за «Леночкой» появились и другие песни, изображающие советскую действительность в сатирическом духе. Исполненные под гитарный аккомпанемент они начали расходиться в магнитофонных записях. Постепенно песни Галича стали значимым культурным явлением, особой популярностью они пользовались в среде научной интеллигенции. Творчество Галича ценили Петр Капица, Лев Ландау, Андрей Сахаров, Дмитрий Лихачев, Булат Окуджава. Корней Чуковский называл песни Галича сильными, фольклорными, классическими по своей строгой конструкции стихами.
Наиболее значимыми произведениями явились поэма «Кадиш», через судьбу Януша Корчака раскрывающая тему уничтожения евреев в нацистской Германии, «Поэма о Сталине», «Вечерние прогулки (Маленькая поэма)», песня «Памяти Пастернака» и «лагерная» песня «Облака».
Конфликт с советскими властями и эмиграция
Выступать на официальных концертах в СССР Галичу удалось всего дважды. Первый — на слете бардов в Петушках в 1967 году, а второй — в серии концертов на фестивале бардов в Новосибирске, проходившем с 8 по 12 марта 1968 года. После выступлений в Новосибирске на Галича обратили внимание контролирующие партийные органы.
Секретариат Союза писателей отделался предупреждением поэту. На заседании секретариата Галич обещал больше не выступать со своими песнями публично. С этого момента услышать его вживую можно было только на квартирниках — частных концертах для друзей и знакомых. Возможность работать в качестве сценариста резко сократилась. Галич попал в опалу.
К тому же тексты песен барда, ставшие еще более критическими, в 1969 году без согласия автора издали в эмигрантском издательстве, что в то время воспринималось как враждебный акт по отношению к советской власти.
В 1971 году началась официальная компания травли Галича. 29 декабря 1971 года на заседании секретариата Московской организации Союза писателей поэту были поставлены в вину антисоветское содержание его песен, публикации на Западе и членство в Комитете прав человека. Секретариат единогласно принял решение об исключении Галича из Союза писателей. Вскоре после этого Александра Галича исключили и из Союза кинематографистов, что означало фактический запрет на оплачиваемую творческую работу.
Власти предложили Галичу уехать из СССР по израильской визе. Он несколько раз отказывался, объясняя это тем, что он не хочет эмигрировать. Однако условия жизни Галича в СССР ухудшались все сильнее: за ним была установлена постоянная слежка КГБ, происходили вызовы в прокуратуру, домой к барду регулярно приходила милиция.
В конце концов, Галич решил покинуть страну. Во время прощальных встреч с друзьями он объяснял: «Я ведь, в сущности, не уезжаю — меня выгоняют. Это нужно абсолютно точно понимать. Добровольность этого отъезда — она номинальная. Она фиктивная добровольность. Она, по существу, вынужденная».
Находясь в эмиграции, 15 декабря 1977 года Галич купил антенну для недавно приобретенного стереокомбайна «Грюндиг» и, зайдя в квартиру, попросил жену сходить за продуктами. Когда она вернулась, то увидела мужа лежащим на полу с зажатой в руках антенной. Согласно официальной версии, Александр Галич погиб от удара электрическим током, подключив антенну в неподходящее гнездо и коснувшись ее штекером цепи высокого напряжения. Выдвигались версии, согласно которым Галича могли убить, однако никаких весомых доказательств этому найдено не было.