Регионам уже не понравилось предложение правительства при подготовке проекта федерального бюджета на 2016-2018 годы сократить финансирование госпрограмм некоторым из них. Дошло даже до шантажа.
Кабинет министров сокращает финансирование госпрограмм трем регионам – Калининградской области, Дальнему Востоку и Северному Кавказу. Речь идет о сокращении 6-17% финансирования. Региональные власти категорически не согласны и шантажируют федеральную тем, что подготовка к чемпионату мира по футболу-2018 может быть сорвана (Калининградская область), порт и другие инфраструктурные проекты не осуществлены (Дальний Восток), больницы и школы не будут построены (Северный Кавказ).
- Правительственное решение имеет вынужденный характер, - объясняет ситуацию вице-президент Центра политтехнологий Ростислав Туровский. – Идет жесткий отбор регионов по выделению средств на госпрограммы. Мы такого рода циклы не раз проходили. Но в данной ситуации есть попытки изменить ситуацию качественным образом: сокращая расходы, попытаться оживить инвестиционный климат в самих регионах. С этой целью действуют различные инструменты: территории опережающего развития, свободные экономические зоны. Одним словом, создаются условия для улучшения ситуации и притока капиталов.
В 2015 году Дальний Восток определен территорией опережающего развития (ТОР), в следующем году Калининградская область станет такой территорией. Туровский рассчитывает, что эти меры сработают.
- Ссылка регионов на то, что не построят школы, больницы, порт и прочее, в каком-то смысле - шантаж, - продолжает объяснять ситуацию с недовольством сокращением финансирования регионов Ростислав Феликсович. - Дело в том, что расходы федерального бюджета бывают разные, расходы шли на транспортную инфраструктуру, а не на социальные программы. Интерес региональных властей связан с экспортом СПГ (сжиженный природный газ), и расчет делался на то, что государство должно было построить регионам, в частности Дальнему Востоку и в меньше степени - Северному Кавказу, нужные дороги и порты. Там создавалась экспортная инфраструктура за государственный счет. А правительство хочет уменьшить объем трансферов.
Также правительство считает, что количество регионов-доноров с 11 могло бы увеличиться до 14. Однако, по мнению эксперта, перекладывание финансирования регионов-реципиентов на плечи доноров не во всех случаях справедливо. Так, с большой натяжкой можно назвать донорами те регионы, которые причислили к этой категории. К примеру, Москва, Санкт-Петербург, Татарстан являются относительными донорами, поскольку получают большое финансирование из бюджета на различные программы. В то же время, к примеру, Сахалин, который радикально отличается от всех остальных регионов своим большим бюджетным профицитом, вполне может содержать Курильские острова.
Доктор экономических наук Валерий Зубов тоже считает, что дотациями проблему региона не решить. Нужно стимулировать бизнес.
- Выделение финансирования – это та же дотация. Дотациями, расширением «собеса» проблем не решить. Возьмем, к примеру, ситуацию на Северном Кавказ. Все заметили, как хорош Грозный при полном отсутствии экономики. Как это возможно? Это неправильно. И мне понятны мотивы правительства по сокращению финансирования госпрограмм, и это правильный подход. На Северном Кавказе живут взрослые люди, предприимчивый и энергичный народ, так что надо опираться на них, надо предоставить им возможность развивать бизнес, создавать направления, поднимать экономику. А чтобы это произошло, нужно прекратить дотировать, - уверен экономист.