Эксперты полагают, что нынешняя «нарезка» сделает округа более однородными, и в применении административного ресурса не будет смысла
2 сентября на заседании Центризбиркома была представлена новая, так называемая «лепестковая схема» одномандатных округов для проведения выборов в Госдуму седьмого созыва, которые состоятся в сентябре 2016 года. Перекраивание старой системы эксперты связывают со стремлением партии власти перетянуть результаты голосования в свою пользу благодаря объединенным с городскими жителями крестьянам.
Согласно проекту в 32 регионах России одномандатный округ оказался равен субъекту федерации. В 26 субъектах образовано по два одномандатных округа, в шести регионах — по три. Лидером по числу одномандатных округов традиционно стала Москва: здесь их будет образовано 15, в Московской области - 11, в Санкт-Петербурге и Краснодарском крае — по восемь. Однако в большинстве регионов будут выбирать только одного или двух депутатов.
По данным ЦИК на 1 июля 2015 года, в России проживают около 110 млн избирателей. Единая норма представительства - число избирателей в каждом из 225 округов – составляет около 488 тысяч человек. Полученное число будет примерно соответствовать количеству мандатов, которые получит каждый субъект.
Россияне, проживающие за границей, – таких Центризбирком насчитал 1,8 млн человек – тоже обладают избирательным правом и будут привязаны к 75 одномандатным округам.
Напомним, что опыт «лепестковой нарезки» на региональных выборах был успешно протестирован в Уфе, Пензе и Туле после выборов в Госдуму 2011 года. Тогда был выявлен феномен «рассерженных горожан»: протестные голоса сосредотачивались в административных центрах, в то время как сельская местность голосовала в целом лояльно.
Накануне зампред Госдумы Николай Левичев («Справедливая Россия») рассказал «Ведомостям», что областные центры будут разделены таким образом, чтобы в каждом одномандатном округе были и городские районы, и сельские территории.
- Это позволит разбавить традиционно более протестный городской электорат сельскими жителями, которые чаще готовы поддерживать власти, и существенно ухудшит шансы оппозиции, - пояснил он.
С ним соглашается и президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, а президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко отмечает, что такая система может быть и рискованной для власти как в части финансирования, так и в выборе стратегии для разных частей округа.