Теракты в Брюсселе показали: органы безопасности стран Евросоюза даже не подозревали, что происходит у них под носом.
Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов считает, что бельгийским (и шире, европейским, - прим. ред.) спецслужбам предстоит привлекать к своей работе специалистов из России, Израиля, США. Иначе им никак не суметь наладить агентурную работу и, соответственно, найти исполнителей и предотвратить следующие теракты, сообщил он «Блокноту».
- Бельгийские спецслужбы работают из рук вон плохо, начиная еще с расследования терактов в Париже, - сказал эксперт. – Ситуация вышла из-под их контроля.
Впрочем, как полагает военный эксперт, в этой трагической истории виновата не только нерасторопность и слепота местной контрразведки. Европейские спецслужбы сильно ограничены в своих действиях: большое число юридических ограничений, оговорок, процедур, необходимость постоянных согласований и совещаний приводит к тому, что, прежде всего, теряется необходимое время реакции.
А кроме того, из-за вынужденного расширения круга посвященных, отягощенного потерей времени, у самих террористов появляется реальный шанс воспользоваться утечкой информации.
- Все это – больное место европейских разведок, - полагает Коновалов. – Одной из причин сегодняшней серии терактов может быть попытка отвлечь спецслужбы от расследования терактов в Париже. Тем более, они недавно заявляли, что вышли на след участника парижских взрывов. Так что, занять полицию новым делом, перегрузить спецслужбы обилием целей и информации, было логичным тактическим решением для террористов.
Эксперт пояснил, что у ряда спецслужб стран ЕС после «арабской весны» (2010-11 годы, - прим. ред.) появилось успокоение – они ждали ответной реакции террористов тогда, а ее не было. «Отрезвление» пришло к ним только во время терактов в Париже (ноябрь 2015, - прим. ред.), но чтобы перестроить принципы работы, спецслужбам нужно гораздо больше времени.
Тем более, не было времени на то, чтобы наладить агентурную сеть в национальных анклавах, а все эти события, как и ряд не столь масштабных терактов в Европе, однозначно показали - у спецслужб ее не было.
- Я сомневаюсь, что теперь общественное мнение в ЕС развернется в сторону России, - уточняет Коновалов. – Они не могут отказаться от того, что Россию назначили главным врагом. Но теперь им предстоит привлекать специалистов по выстраиванию агентурной работы, а такие есть только у России, США и Израиля. У нас огромный опыт со времен первой чеченской кампании. Работа в рамках ОДКБ и на Северном Кавказе по противодействию проникновения ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация) этот опыт только развивает.
Заместитель главы комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов прокомментировал серию терактов в Брюсселе, которая унесла как минимум 27 жизней. Депутат "Справедливой России" заявил, что давно предупреждал о страшных брешах в работе европейских, и в частности бельгийских спецслужб.
Утром 22 марта в Брюсселе произошла серия взрывов. Сначала в аэропорту, через некоторое время - в метро.
Президент России Владимир Путин сегодня выступил с осуждением серии терактов в Брюсселе 22 марта и принес свои соболезнования бельгийскому народу. Он заявил о полной солидарности с бельгийцами в это трудное время.