
На дно пошло судно «Вильгельм Густлов» с 6 тысячами немецких солдат и офицеров на борту.
30 января 1945 года в годовщину прихода нацистов к власти подлодка «С-13» под командованием Александра Маринеско потопила немецкое судно «Вильгельм Густлов». На борту корабля находились около 6 тысяч немецких солдат и офицеров.
Официальные советские источники сообщили: «Подводная лодка «С-13» под командованием капитана 3 ранга А.И. Маринеско 30 января 1945 г. потопила к северо-западу от Данцигской бухты германский лайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением в 25 484 тонны, на борту которого находилось более 6 тыс. человек. Подошедшие в район потопления крейсер «Адмирал Хиппер», миноносцы и тральщики не могли уже оказать транспорту никакой помощи. Опасаясь атак советских лодок, они поспешно отошли на запад».
Известно, что это судно было учебной базой немецких подводников, и в момент атаки на нем находилось несколько десятков экипажей для новейших немецких подводных лодок. Кроме бойцов других военных подразделений, на судне также находились высшие чины СС и гестапо, гауляйтеры польских земель, начальники ряда концлагерей. Этот настоящий фашистский «ноев ковчег» и был уничтожен экипажем капитана Маринеско. Впоследствии данное событие по праву стали называть «атакой века».

КАК ЭТО БЫЛО
Ночью 30 января десятипалубный гигант водоизмещением более 25 тыс. тонн отошел от причала порта Данциг и направился в открытое море. Его сопровождал мощный эскорт сторожевых и противолодочных кораблей. Правда, какого-либо особого беспокойства командир эскорта не испытывал: американцы и англичане далеко, а русские подлодки сюда не дойдут из-за густых минных полей. И он, и капитан «Густлова» отлично знали, что за годы войны русские не раз топили на Балтике транспорты с углем, железной рудой и вооружением. Однако на этот раз они были уверены, что лайнер находится под надежной защитой, и ему ничто не угрожает.
Не подозревали в тот вечер ни командир эскорта «Густлова», ни сам Гитлер, что на дне близ Данцигской бухты уже много часов лежит, затаившись, подводная лодка Краснознаменного Балтийского флота С-13. «Эска» всплыла ровно в 20.30 30 января 1945 года. Капитан 3 ранга Маринеско сквозь снежную пелену на фоне свинцового неба сумел разглядеть в перископ огромное судно в сопровождении кораблей охранения.
Прикрываясь шумами винтов, подлодка Маринеско некоторое время сопровождала корабль, оставаясь при этом незамеченной. А затем, заняв рискованную, но в тактическом отношении выгодную позицию со стороны берега, лодка по команде командира выпустила по цели четыре торпеды. Три из них угодили в борт вражеского судна. В результате атаки ниже ватерлинии образовались громадные пробоины. Смертельно раненный «Густлов» дал крен на левый борт и через 26 минут пошел на дно вместе с грузом и пассажирами.
Казалось, что теперь экипаж «С-13» обречен, ведь корабли сопровождения и тральщики бросились в погоню, утюжа бухту глубинными бомбами. Однако лодка Маринеско стремительно ушла на глубину и легла на грунт. Удачный исход атаки на «Густлов» в первую очередь обеспечили опыт и нестандартный, творческий подход командира к выполнению боевой задачи, высочайшая боевая выучка и сплоченность экипажа.
Вскоре газеты нейтральной Швеции и ряда других стран сообщили о гибели теплохода «Вильгельм Густлов». Гитлер был вне себя: ведь именно он вместе с адмиралом Дёницем 5 мая 1937 года присутствовал на торжественном спуске суперлайнера на воду. Эти кинокадры видела вся Германия. К тому же потопление «Густлова» произошло 30 января, в годовщину прихода нацистов к власти. Именно в этот день ровно 12 лет назад Гитлер стал канцлером Германии.
ПОДВОДНИК С ДУШОЙ КОРСАРА
Так говорят об Александре Маринеско наши современники. Маринеско – самый неоднозначный герой Великой Отечественной войны. Легендарный подводник всю жизнь был заложником своего буйного темперамента и крутого нрава.
Родился Александр Маринеско 15 января 1913 года в Одессе. Отец, Ион Маринеску - по национальности румын, работал в торговом флоте кочегаром и матросом. Детская биография маленького Саши была полна историй про море и корабли.
В начале 20-х годов прошлого века юный Маринеско окончил обязательные шесть классов школы, после чего отец помог ему устроиться на флот помощником матроса. Парень начал ходить в регулярные рейсы по черноморским и азовским маршрутам. Набравшись опыта, с благословения родителей он определился в школу юнг, а потом и в мореходку.
Осенью 1933 года 20-летнего Александра Маринеско по комсомольской путевке отправили на службу в военно-морском флоте. Способного выпускника мореходного техникума направили на высшие курсы командного состава РККФ, после прохождения которых он стал штурманом подводной лодки Щ-306 Балтийского флота.
Маринеско был человеком способным, но одновременно резким, всегда говорящим то, что думает, в независимости от того, чем ему это грозило. В его первой же аттестации от 1935 года говорилось: «Недостаточно дисциплинирован. Свою специальность знает хорошо. Руководить личным составом может под постоянным руководством. Выводы: обратить внимание на повышение дисциплинированности».
В 1936 году на флоте были введены звания, и Маринеско стал лейтенантом. Летом 1938 года ему присвоено звание старший лейтенант, а сам он назначается командиром подводной лодки М-96 «Малютка». Отношения капитана Маринеско с дисциплиной оставались сложными, но ему многое прощали, поскольку под его командованием в 1940 году М-96 стала лучшей на Балтийском флоте. Подлодке Маринеско принадлежал рекорд скорости погружения — 19,5 секунды при нормативе 35 секунд.
В 1945-м году неуемного Маринеско заподозрили в разглашении военных секретов. Дело пахло трибуналом, но за капитана вступилось руководство — ему дали шанс искупить вину в боевом походе. Именно этот поход капитана-«штрафника» стал историческим.
После потопления «Густлова» 10 февраля 1945 года в районе все той же бухты Данцига «С-13» атакует и топит транспорт «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14660 тонн. После потоплений «Штойбена» Александр Маринеско стал рекордсменом среди советских подводников по общему тоннажу потопленных вражеских судов.
Возвращение «С-13» на базу было триумфальным. Маринеско простили все грехи и представили к званию Героя Советского Союза, однако Золотую Звезду при жизни он так и не получил.

ВСПОМИНАЕТ ДОЧЬ
«Отец был с характером, очень независимый, себя не давал в обиду и своих подчиненных, – вспоминает дочь подводника Леонора Маринеско, – В детстве, помню, был очень строгий. Но и добрый. Однажды я попросила отца нарисовать подводную лодку, которой он командует. Он изобразил море с пенящимися волнами, солнце, готовое закатиться.
– Вот это мы в боевом походе, – разъяснил он, улыбаясь краешком губ.
– А где же лодка? – удивилась я.
– Я тебе сказал, что мы на боевом дежурстве, а лодка для того и подводная, чтобы ее не было видно врагам на поверхности. И вот мы сейчас в глубине идем в поисках вражеских кораблей».