
Мнения экспертов и политиков о принятом Госдумой законопроекте об онлайн-голосовании разделились.
Депутаты российского парламента утвердили в первом чтении поправки в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Они затрагивают механизмы проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ). В ближайшее время ЦИК должен будет установить единые требования к сертифицированным государственным информсистемам для онлайн-голосования. Ряд экспертов и политиков видят в этом документе инструмент для вмешательства в результаты будущих выборов.
Контуры системы
В соответствии с законопроектом, дистанционное электронное голосование на выборах всех уровней будет проходить с использованием государственной автоматизированной системы «Выборы» или других сертифицированных государственных информсистем, в том числе - региональных, прошедших сертификацию.
В числе требований к сертификации таких систем предусматривается обязательное прохождение процедур идентификации и подтверждения личности, а также анонимизации результатов волеизъявления, их зашифрование при проведении голосования и расшифрование после его завершения.

Решение о проведении ДЭГ на выборах в федеральные органы власти и на референдуме будет принимать ЦИК. В случае если дни голосования на федеральных выборах или на референдуме совпадают с днями голосования на других выборах или референдумах, то решение о проведении ДЭГ ЦИК будет принимать с учетом предложений региональных избиркомов.
В свою очередь, избирательные комиссии субъектов РФ, по согласованию с ЦИК, смогут принять решение о проведении дистанционного голосования на выборах в органы госвласти своего региона или на референдуме.
Актуальная политическая инициатива
Соавтор инициативы, депутат от «Единой России» Дмитрий Вяткин считает: цель законопроекта — удобство граждан при голосовании. Он напомнил, что ДЭГ с 2019 года используется на выборах разного уровня в порядке эксперимента.
Кроме того, по словам парламентария, дистанционное голосование на сегодня - единственный способ проголосовать для граждан РФ, проживающих в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках. Безусловно, это упростит и подсчет голосов жителей Приднестровской Молдавской Республики, Южной Осетии и Абхазии, которые имеют российский паспорт.

Однако, с учетом ситуации, которая сейчас развивается вокруг Донбасса, нельзя исключать, что закон принимается ускоренными темпами именно для данной территории. Логика развития событий в ДНР и ЛНР не исключает проведение там референдума о присоединении к России. А организовать его проведение без систем ДЭГ будет значительно сложнее.
Кроме того, в условиях пандемии, электронное голосование – это возможность выразить свою гражданскую позицию тем, кто инфицирован, и не может физически посетить избирательный участок.
Проблемы с доверием
В ходе обсуждения законопроекта, зампредседателя Центризбиркома Николай Булаев рассказал: на выборах-2021, там где использовалось ДЭГ, «Единая Россия» получила результат выше, чем на обычных участках, в пяти из семи регионов, «Новые люди» — в шести, ЛДПР — в четырех, СРЗП — в двух, КПРФ — ни в одном.
В результате, коммунист Денис Парфенов назвал лукавством заявления авторов инициативы о том, что они заботятся об удобстве избирателей. По его мнению, ДЭГ это - «инструмент для манипулирования итогами голосования, и мы имели возможность это ощутить в полной мере на минувших выборах».

Депутат от КПРФ Юрий Синельщиков подчеркнул, что значительная часть населения не доверяет системе электронного голосования. По его мнению, этот механизм может повлиять на легитимность результатов выбора президента в 2024 году.
С ним согласен и однопартиец Николай Коломейцев, заявивший, что «у нас нет порога явки, а вы отдаете каким-то неведомым специалистам право манипулировать голосами».
Недоверие к механизму подсчета электронных голосов высказали и представители «Справедливой России — За правду» - Андрей Кузнецов и Олег Нилов.
В то же время, Василий Власов из ЛДПР заявил, что в его партии понимают: электронное голосование — это будущее.
«Новые люди» также предпочли не голосовать против цифровой трансформации выборной системы.
Прозрачное и удобное
Эксперты также по разному оценивают перспективы ДЭГ. Политолог Александр Асафов считает, что оно востребовано.
- Явка на дистанционное электронное голосование значительно выше, чем на традиционные выборы. Люди, которые зарегистрировались на ДЭГ, в 98% случаев приходят и голосуют. То есть это значительно более эффективный инструмент, чем традиционные способы, включая, в том числе, надомное голосование, и ряд других, - говорит он.

Обсуждение документа уже состоялось в Общественной палате, и многие эксперты дали к нему рекомендации, замечания и дополнения.
Были достаточно интересные предложения относительно наблюдения за ДЭГ. Судя по тому, что обсуждалось в Общественной палате, эти вещи урегулированы. Понятно, как обеспечить наблюдение за электронным голосованием не только для специалистов, но и для наблюдателей без специальных знаний. Это крайне важно, так как это повысит прозрачность и легитимность ДЭГ, плюс обеспечит доверие со стороны избирателей, - полагает Асафов.
От записи к врачу – к выборам политиков
Исполнительный директор Института региональных проблем Наталья Линдигрин занимает схожую позицию, считая, что «пандемия только подтолкнула нас к ускоренному внедрению дистанционного электронного голосования».
- Однако и до введения ковидных ограничений мы использовали массу электронных сервисов для оплаты жилищно-коммунальных услуг, записи к врачу, в детский сад и школу, оформления документов и доставки покупок. И ДЭГ – это продолжение нарастающей цифровизации различных сфер нашей жизни. Пандемия только подтолкнула нас к его ускоренному внедрению. Все, что просто и удобно, достаточно легко приживается в повседневной жизни. Поэтому внедрение электронного голосования в выборных процессах было вполне ожидаемо и понятно, – заявила эксперт.

Вытеснение очного голосования онлайн-форматом естественно и в духе времени, заявил политический консультант Алексей Ярошенко.
- С развитием информационного общества человеческая жизнь как процесс тоже сжимается — очень много параллельных процессов. Мы не можем выделить себе целый день для похода на избирательный участок, это же все равно довольно-таки затратно: собраться, пойти в выходной день проголосовать, потом попасть в очередь — то есть это целая процедура. А, соответственно, дистанционное электронное голосование гораздо упрощает выборы, — отметил Алексей Ярошенко.
Непрозрачная и недоступная для проверок процедура
Однако, группа экспертов, среди которых электоральный эксперт Григорий Мельконьянц, начальник отдела систем электронного голосования МГТУ им. Н.Э. Баумана Виктор Толстогузов и член группы общественного аудита ДЭГ Александр Исавнин считают, что законопроект в нынешнем виде принимать нельзя.
В своем отзыве они указывают: документ закладывает основу для непрозрачного и недоступного для проверок внедрения и применения систем ДЭГ.
При этом нет гарантий правовой определенности и стабильной системы голосования: документ не описывает сроки подачи заявления на голосование, порядок аутентификации, установления итогов и т.д. Также нет гарантий членов избиркомов по проведению и контролю ДЭГ - список задействованных в эксплуатации системы голосован я специалистов должен стать публичным. Отсутствуют и гарантии контрольного подсчета голосов — процедура должна быть воспроизводима в суде при спорах.

Политолог Кирилл Рогов также считает, что «совершенно неудачный опыт с электронным голосованием в Москве теперь вносится в закон о гарантиях избирательных прав граждан».
- В этой гонке мы не замечаем, что происходит. Очевидно, что электронное голосование устроено так, что его не контролирует никто, кроме тех людей, которые технически осуществляют этот процесс, которые служат ФСБ. И мы ничего не знаем про то, что там происходит, и у нас нет никаких инструментов, чтобы понять, - заявил Рогов.
Традиции надо менять постепенно
Переход голосования в онлайн должен быть постепенным, считает муниципальный депутат района Котловка города Москвы Алексей Масленников.
- Электронное голосование вытеснит обычное, когда поменяется поколение, когда для всех абсолютно граждан станет привычным получать услуги в электронном формате. Но пока традиции еще живы. Пока не надо отказываться ни от того, ни от другого способа голосования. Нужно совместить технологичность, удобство, надежность и прозрачность, — подчеркнул депутат.

Что касается минувших выборов в Госдуму, то оно применялось в шести регионах: Курская, Мурманская, Нижегородская, Ростовская и Ярославская области, а также - Севастополь. Всего же на проведение дистанционного электронного голосования (ДЭГ) подавали заявки 10 регионов.
И главный скандал на минувших выборах оказался связан именно с дистанционным электронным голосованием. ЦИК представил результаты ДЭГ в регионах, однако обнародование данных по Москве сначала задерживали, а затем перенесли на следующий день. Официальной причиной переноса был назван дополнительный пересчет голосов людей, которые воспользовались возможностью переголосовать. Однако, это породило множество разговоров о фальсификациях.Так, в Центральном округе кандидат от «Яблока» Сергей Митрохин по подсчету с участков переигрывал своего оппонента Олега Леонова, однако после ввода электронных данных резко уступил ему. Схожая ситуация произошла в округах, где баллотировались коммунисты Анастасия Удальцова, Михаил Лобанов и Валерий Рашкин, самовыдвиженец Анастасия Брюханова.