Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин рассказал о том, почему Госдума спустит на тормозах этот резонансный законопроект.
Сегодня, 19 октября, стало известно, что депутаты в очередной раз отложили принятие закона об ответственности чиновников за оскорбления граждан, внесенного на рассмотрение Госдумы после скандальных случаев хамства со стороны представителей власти. Проект закона не вошел в осеннюю сессию ГД из-за «серьезных разногласий», - сообщил Коммерсанту источник во фракции «ЕР», которая и предложила популистский законопроект. Его авторами выступили секретарь генсовета «ЕР» Андрей Турчак и его зам, депутат ГД Александр Хинштейн.
Хинштейн заявил «Ъ», что поправки ко второму чтению законопроекта все же «будут», однако он не уточнил, когда именно. В свою очередь политолог, вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что этот закон, скорее всего, не примут никогда.
«Он (законопроект) появился как реакция на общественный резонанс, возникший по поводу неудачного высказывания чиновников. Тогда нужно было срочно потушить пожар, показать, что государство бдит», - заявил «Блокноту» Алексей Макаркин. - Это в каком-то смысле асимметрия скандальному законопроекту об оскорблениях в интернете, который позволяет чиновникам штрафовать граждан».
Политолог выделил два основных аспекта, исходя из которых законопроект не будет прият.
«Во-первых, эти истории быстро вспыхивают и быстро забываются. Прежде всего, потому, что у нас государство отделено от граждан. Когда у нас чиновник говорит что-то обидное – это воспринимается народом как само собой разумеющееся. Ведь он не за нас», - подчеркнул политолог.
По мнению Макаркина похожая ситуация была в обществе в конце 1980-х. Когда возник огромный разрыв между декларируемыми ценностями и реальностью.
«Я вас в Афганистан не посылал - был такой мем в 80-х», - вспоминает политолог.- То есть к чиновнику приходит ветеран требовать своих привилегий, а тот ему хамит. И это тогда воспринималось весьма болезненно. Потому что чиновник по идее должен был придерживаться правил Морального кодекса строителя коммунизма».
В то же время, в отличие от 1980-х, сейчас никто не обязан придерживаться никаких кодексов, уточнил Макаркин. «Да и кто там что говорил, я вот, например, уже не помню, и никто не помнит. То же самое и с новыми случаями - никто их не вспомнит даже на следующей неделе, они мгновенно забываются», - отметил политолог.
«Во-вторых, авторы законопроекта не хотят актуализировать подобные случаи. Скорее всего, они придумали закон как средство для наказания мелких политических фигур. Если, к примеру, какой-нибудь региональный деятель что-то там скажет учителям или врачам – мы его и отдадим», - подчеркнул Макаркин. - А что если большой человек попадет под этом закон? Скажет так грубо: «Идите работать». Оппозиция же его не оставит, будет требовать возбудить уголовное дело. Получится большой скандал».
Так, исходя из этих двух аспектов, политолог заключил, что законопроект «спустят на тормозах». Правда, при этом он допустил, что его могут реанимировать, если, например, разгорится какой-нибудь крупный политический скандал, и нужно будет ослабить общественное негодование.
Напомним, в мае «Блокнот» писал о том, что в Госдуму внесен законопроект о наказании чиновников за хамство. Тогда о недопустимости такого отношения к народу говорил даже президент Владимир Путин. Так, Путин в жестком тоне потребовал исключить чванство и хамство «на любом уровне».
Законопроект по наказанию хамящих чиновников стал актуален после ряда скандальных высказываний госслужащих. Наиболее яркий случай произошел на Урале с чиновницей Ольгой Глацких, которая заявила, что государство не просило рожать. Также «отметилась» саратовская министр Наталья Соколова, которая предложила пенсионерам «жить на макарошках - на 3,5 тысячи рублей в месяц». Спикер Новгородской думы Елена Писарева в свою очередь заявила женщинам, что «родившим после 30 лет, деньги уже не нужны».