Новый транспорт в регионах: кому повезло больше

РЕГИОНЫПрокомментируйте новость
Новый транспорт в регионах: кому повезло больше

А, кто из жителей провинции, по-прежнему, вынужден пользоваться «убитыми» ПАЗиками? – исследование «Блокнота».

Власти российских регионов обновляют общественный транспорт. Урбанисты, с которыми побеседовал корреспондент «Блокнота», считают, что реформирование подвижного состава – это тренд. Вот только одним агломерациям это удаётся лучше, а другим – хуже. В этом материале «Блокнот» попытался узнать причины такого неравенства. Выяснить, какие из областей лидируют и пересаживают население на новый общественный транспорт, а какие, по-прежнему, обслуживают пассажиров, используя старые ПАЗики.

Заявка одобрена

Федеральный проект «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» рассчитан до 2030 года. Часть крупных населённых пунктов уже получили новые машины (автобусы, троллейбусы и трамваи). Остальные дожидаются своей очереди. В этом исследовании мы не упоминаем Москву, поскольку сравнивать столицу России по темпам обновления подвижного состава с другими городами было бы не совсем корректно.

На момент публикации этого текста известно, что в правительственной программе участвуют 104 агломерации. Из них 17 заявок уже одобрено, ещё 14 – в стадии реализации. Объем финансирования только на 2021 год составил 3,5 млрд рублей (источник – средства федерального бюджета,  - прим. авт.).

«Ещё не понятно, кто из производителей техники лидирует по количеству поставленных в мегаполисы машин, - объясняет генеральный директор АНО «За общественный транспорт» Александр Питиримов, - российские мегаполисы получили не весь транспорт по тем заявкам, которые они подавали. Поэтому, пока рано делать выводы».

Питиримов рассказал, что, например, в Воронеж уже доставили 82 единицы нового общественного транспорта, хотя всего туда должно прийти 140 машин. Оставшуюся часть ожидают в первом квартале 2021 года.

Троллейбусы «Адмирал» вышли в конце 2020 года на линии города Иваново

Действительно, одобренная в 2020 году заявка Воронежской агломерации, это 62 автобуса ЛиАЗ и 20 автобусов «Волгабас». Что ещё за транспорт получит эта территория (автобус, троллейбус, или трамвай) и, какой марки, пока неизвестно.

«В Казань в конце года пришло 73 единицы нового транспорта», - продолжает Питиримов (по данным «Блокнота», речь идёт о 73 автобусах марки «НЕФАЗ»).

Жители Белгородской агломерации тоже получили новые машины – 65 автобусов ЛиАЗ. 

Всё решает конкурс

От того, насколько качественно чиновники в регионах подготовили документы для министерства транспорта РФ, зависит, сколько баллов получит та, или иная агломерация в конкурсе. Чем больше баллов – тем больше нового транспорта придёт в область.

На примере Самарско-Тольяттинской агломерации разберём механизм реформирования подвижного состава в регионах. По данным «Блокнота», чиновники минтранса Самарской области не достаточно внимательно отнеслись к правительственному конкурсу. Сдавая пакет документов, который от них требовали в федеральном ведомстве, не смогли предоставить «Программу комплексной транспортной схемы». На момент, когда заявку нужно было отправлять, этих бумаг не было вообще. Позже торги на разработку документа провели, но было уже поздно. Из-за этого Самарско-Тольяттинской агломерации снизили баллы. Итог: регион получил 50 новых автобусов марки ЛиАЗ (модификация ЛИАЗ-529267, - прим. авт.), которые в ноябре 2020 года начали обслуживать пассажиров Тольятти.

Городской округ Самара не получил в 2020 году ни одного нового автобуса. Не получит он их и в 2021 году.  

50 новых автобусов ЛиАЗ обслуживают с ноября 2020 года пассажиров Тольятти

Позже департамент транспорта Самары, отвечая на вопрос корреспондента «Блокнота», добавил, что в 2021 году в Самару придут 22 новых троллейбуса. Но, в рамках, какой именно программы были приобретены эти машины, чиновники не уточнили.

Требования конкурсной комиссии, которая занимается распределением нового транспорта, довольно жёсткие. Список документов – их требуют от чиновников - очень обширный. Однако усилия стоят того, поскольку машины приобретаются в лизинг по договору с ПАО «ГТЛК» (Государственная транспортная лизинговая компания, - прим. авт.) со скидкой 60%.  

«При рассмотрении заявок комиссия оценивает уровень развития общественного транспорта в городах. Критериями отбора стало наличие бесконтактных систем оплаты проезда, организация выделенных полос для движения общественного транспорта, наличие утвержденных документов транспортного планирования, соблюдение расписания и ряд других критериев», - говорит Питиримов.

Кому повезло больше?

В истории с распределением нового подвижного состава в российские регионы есть один нюанс: срок службы автобусов, троллейбусов и трамваев – разный. Отсюда и отличия по ценам: у каждого вида транспорта – своя стоимость.   

Урбанист, общественник Андрей Ишмуратов объясняет, что срок службы автобуса – 5 лет; троллейбуса – 10 – 20 лет; трамвай «живёт» до 50 лет.

Больше всего проблем с автобусами. Да, они дешевле троллейбусов и трамваев, но они сложнее в обслуживании. По словам Андрея Ишмуратова, чем больше автобусный парк, тем дольше прослужат машины.

«Там всё связано с «каннибализацией». Как делают в провинции? Разбирают сломанный автобус, берут от него запчасти и ремонтируют другую машину. И так далее».

А троллейбусы, как он говорит, пригодны для капитального ремонта. Это – жирный плюс.

«У них электродвигатель проще устроен, чем двигатель внутреннего сгорания, его легче ремонтировать, - продолжает Ишмуратов, - К тому же троллейбусное производство куда более стандартизовано».

В качестве примера Ишмуратов приводит европейские города: Вену, Лиссабон, Милан. Там, по его словам, есть трамваи, которые окажутся на порядок старше тех, что выходят на линию в российских городах. И это, как он объясняет, нормальная ситуация.

Вернёмся в Россию.

«Жители Ивановской агломерации получили в декабре 26 новых троллейбусов. Это дополнительно к ранее поставленным пяти, - делится информацией с «Блокнотом» Александр Питиримов, - Для информации: 31 троллейбус стоил 640 млн рублей (выходит по 20 млн рублей с лишним за одну единицу, - прим. Александр Питиримов)».

ЛИАЗ-5292 – автобусы, которые получили жители Воронежа

Повезло Ульяновской агломерации – в 2020 году на родину Ленина пришло 29 трамваев марки «Львёнок». Урбанисты говорят:

«Это большой успех».

Среди тех регионов, кому ещё достался новый общественный транспорт, Кемеровская агломерация (25 автобусов «НЕФАЗ»); Ижевская (16 трамваев «Львёнок»), Екатеринбургская (38 автобусов «НЕФАЗ») и другие.

Итогом федерального проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» будет обновление пассажирского транспорта в агломерациях не менее 30 % от общего количества.

«Блокнот» благодарит за помощь в подготовке этого материала Андрея Ишмуратова и Александра Питиримова. За иллюстрации спасибо АНО «За общественный транспорт».

Автор: Виталий Папилкин

Это признак болезни: названы три главные проблемы, мешающие России избавиться от мигрантов

Пока не время: регионы России отказываются от фейерверков на Новый год

Страх элит: почему обновление качества жизни в Сибири и на Дальнем Востоке встречает сопротивление на местах

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Маски животных, хвосты и бег на четвереньках: квадробика добралась до российских городов

Актуальный вопрос

Подростков, имитирующих повадки животных, заметили жители Воронежа и Волгограда.

С деньгами плохо: россияне стали чаще менять работу

ОБЩЕСТВО

Чаще всего жители страны ищут место, где платят больше.