Долгие годы информация о трагедии скрывалась властями.
В Чувашии вспоминают жертв страшного пожара, который произошел 60 лет назад в школе деревни Эльбарусово. Тогда во время праздничного концерта в огне погибли 110 человек, в том числе 106 детей. Долгие годы трагедия была засекречена и только в 1990-х годах о пожаре стали говорить открыто. В 60-летнюю годовщину трагедии очевидцы и родственники погибших вспоминают жертв Эльбарусово.
Мощный пожар в деревенской школе в Эльбарусово в Чувашской АССР начался 5 ноября. Причиной стало грубейшее нарушение норм пожарной безопасности. Все началось с того, что директор школы Самуил Ярукин, решил без согласования с РОНО устроить праздничный концерт, посвященный очередной годовщины Октябрьской революции. К тому моменту деревянное здание школы несколько раз перестраивалось, но актового зала в нем не было. Ученики разбирали стену между классами, а партами закрывали все двери.
При максимуме в 115 человек 5 ноября 1961 года в школе набилось почти 200 детей и взрослых. Помимо учащихся посмотреть на выступление своих братиков и сестер пришли дошкольники. Электричества тогда в чувашских деревнях не было и для получения электроэнергии в школе использовали бензиновый генератор, но он был неисправен. Несмотря на это директор школы приказал учителю физики Михаилу Ириткову и двоим старшеклассникам использовать его для демонстрации фильма.
Физик со школьниками принес его в соседнюю комнату. Бак у генератора треснул, и ученики с учителем зачем-то решили разжечь огонь в печи, но дрова оказались сырыми. Тогда физик решил полить их бензином, но оступился и разлил горючее. Топливо разлилось и вспыхнуло — пламя моментально охватило всю школу, пишет «Газета.ру».
Первыми из школы выбежали физик Иритков и помогавшие ему ученики. При этом они не только никому не помогли, но и не подняли тревогу и даже не захлопнули двери, что позволило ветру раздуть пламя. Помещение, где проходил концерт быстро заволокло дымом и началась паника. Взрослые и дети побежали к двум оставшимся окнам, чтобы покинуть здание.
«В 1961 году я училась в 6-м классе. Занималась в хоровом кружке и в этот праздничный день пела в хоре. После выступления директора Самуила Ивановича начал выступать хор. Было всем очень весело. С большим настроением мы пели, читали стихи, танцевали. И вдруг из двух дверей начал валить черный дым и огонь. И сразу стало горячо, темно. Поднялся такой пронзительный страшный крик, все разом рванулись к окну. Я стояла в хоре как раз рядом с окном. Хором аккомпанировал наш деревенский парень Андреев Иван Андреевич. Он сразу разбил окно баяном. Меня сзади толпа прижала к подоконнику. Я не могла залезть на подоконник. в какую-то секунду меня отпустили, и я вывалилась наружу. Почти сразу за мной вышел огонь из окон и начало все гореть с треском, воем, пламя охватило всю школу», — вспоминает бывшая ученица Тамара Михайлова.
Пламя быстро охватило все здание, и оставшиеся в нем дети погибли из-за рухнувших на них балок и обвалившейся крыши. Спаслись в основном те, кто был постарше. Маленьким детям так и не удалось выбраться из горящей школы из-за давки и дыма. Очевидцы рассказывали, что спасти можно было больше людей, но директор школы Ярукин приказал в первую очередь спасать школьный архив, в котором находились деньги, вырученные за проданные школой сельхозпродукты. Пожарные приехали в Эльбарусово с большим опозданием. По воспоминаниям местных жителей, виной тому стал густой туман, из-за которого видимость резко упала.
«Мой дом находился в ста метрах от школы. И я ничего не видел, лишь услышал громкий треск, похожий на выстрелы. Прибежал на место пожара. Вся школа охвачена пламенем. Первым нашим действием по приказу администрации было спасение архива школы. Услышали крики женщин: «Горят дети!». Зашли в здание и ползком по коридору начали передвигаться к залу, но вышли обратно, так как все было охвачено пламенем. Потом качал воду из колодца, чтобы потушить пожар. Трудно вспоминать. После пожара начал вытаскивать сгоревших детей. Ложили их рядами на спортплощадке. Было темно. Вечер… Только утром я смог узнать сестру по мало заметному очертанию лица. Всюду был слышен негромкий плач. Многие родители узнали своих детей, а некоторые, несмотря на все усилия, не смогли найти своих детей. То утро 6 ноября начали привозить гробы на машинах. После этого случая долгое время не были слышны детский смех и веселье, народ был злым», — вспоминает Владимир Андреев, потерявший на пожаре сестру.
Для того, чтобы избежать лишней огласки и возмущений местных жителей, власти приняли решение хоронить всех погибших в одной братской могиле. Партийные чиновники спешили замести следы в преддверии праздника 7 ноября. В деревне должен был пройти торжественный митинг, посвященный этому событию. Все гробы с детьми сложили в одном месте и их оцепила милиция. Забрать тела погибших родственникам запретили.
«Детские гробы положили в два ряда. При свете автомобильных фар огромную могилу заваливали бульдозером. Каждый раз, когда он отходил назад, рыдающие матери подбегали и вбивали в землю колышки, чтобы запомнить родную могилку», — рассказывает учитель и краевед Полина Иванова.
Пожар привел к гибели 106 детей в возрасте от трех до пятнадцати лет и четырех учителей. Несколько десятков человек получили серьезные ожоги и их отправили лечиться в Чебоксары и Москву.
По воспоминаниям местных жителей, директор школы Ярукин после пожара убежал от разъяренных родителей в лес, но его нашли и сняли с должности, а затем осудили на восемь лет. Виновника трагедии физика Ириткова приговорили к 10 годам. У него на пожаре погибла беременная супруга. По некоторым данным, он покончил с собой за решеткой.
В партийном отчете тогда говорилось, что члены семей, погибших на похоронах, «продемонстрировали высокую политическую сознательность, гражданское мужество и организованность». В общем в КПСС констатировали, что народных волнений и широкой огласки удалось избежать. При этом в документе говорилось, что выводы из трагедии должны сделать по всей стране.
Однако советские люди все-таки узнали о страшном пожаре из новостей по Голосу Америки: «...в деревне Эльбарусово коммунисты сожгли детей», — сообщила радиостанция 5 ноября.
Спустя год после трагедии в Эльбарусово открыли новую школу, построенную из кирпичей. Вплоть до распада СССР страшный пожар в школе был засекречен КГБ. Только в 1991 году власти разрешили провести первую публичную панихиду по жертвам трагедии, а в 1994 году в деревне открыли памятник жертвам пожара. Это скульптура объятого пламенем ребенка, над которым летают стрижи.