«И в сердце льстец всегда отыщет уголок». 13 февраля – День рождения баснописца Ивана Крылова

ОБЩЕСТВОПрокомментируйте новость
«И в сердце льстец всегда отыщет уголок». 13 февраля – День рождения баснописца Ивана Крылова

Молодой Крылов, не получив никакого системного образования, настойчиво занимался самообразованием. Он много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах. Переезд Ивана Крылова в Санкт-Петербург совпал с появлением в городе общедоступного театра.

Также сегодня отмечают Всемирный день радио, Международный день любви к себе и День памяти мучеников Кира и Иоанна и с ними мученицы Афанасии и дочерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии.

Поговорим подробнее об Иване Крылове. Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844) – русский публицист, баснописец, поэт, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего Иван Крылов известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 г.). Наряду с оригинальными эта часть творческого наследия Крылова составлена переработанными сюжетами басен Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия). Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

Родился Иван Крылов 13 февраля 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера А. П. Крылова. Во время Пугачевского восстания отец Крылова служил капитаном в Яицкой крепости. К счастью, захватив городок, восставшие так и не смогли взять крепости, отделенной от посада рвом и высоким валом и удерживаемой гарнизоном во главе с капитаном Крыловым. Мать и сын Крыловы были в пугачевских списках приговорены к повешению, им пришлось скрываться.

Молодой Крылов, не получив никакого системного образования, настойчиво занимался самообразованием. Он много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах. Переезд Ивана Крылова в Санкт-Петербург совпал с появлением в городе общедоступного театра. Молодой человек, тянувшийся к искусству, сразу же побывал там, познакомился с некоторыми артистами и с тех пор жил интересами этого театра.

Не прижившись на казенной службе, 18-летний юноша ушел в отставку и занялся литературной деятельностью. Поначалу успех на этом поприще ему не сопутствовал. В трагедии «Филомела», которую он написал, подражая классикам, отмечались некоторые проблески таланта и свободомыслия, но с литературной точки зрения это было не более чем посредственное произведение. Однако останавливаться молодой литератор не собирался — за трагедией последовали несколько комедий: «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей» и другие.

Свободно владея французским, Крылов в Петербурге освоил английский, немецкий и итальянский языки. Он обладал необычайным математическим даром, прекрасно рисовал и музицировал. Первая публикация Ивана Крылова датируется декабрем 1786 года: в журнале «Лекарство от скуки и забот» вышла эпиграмма, подписанная «И. Кр». Начиналась она строками:

«Ты здравым хвалишься умом везде бесстыдно,

Но здравого ума в делах твоих не видно».

Впоследствии Крылов отважился на трудный и неожиданный шаг: он оставил прозу и драматический труд и целиком отдался жанру басни. Узкая, ограниченная, «низкая» жанровая форма стала отныне призванием Крылова, вложившим в нее громадное философско-поэтическое и конкретное социально-историческое национальное содержание.

В этом старинном жанре Крылов совершил такие художественные открытия, которые навечно обессмертили его имя. Сознание русского человека освещалось Крыловым не с высоты «теорий» ученых мудрецов, а нравственным опытом народа, т. е. опытом каждого, без различия сословий и званий, ибо любой человек – часть прошедшей, настоящей и будущей истории.

Читая басни Крылова, люди с охотой учились понимать самих себя. Крылов вошел в их дома и сердца. Из писателя, известного литературным кругам, он сразу, вдруг сделался «своим» всей России.

Крупным событием для русской литературы стал выход первой книги басен Крылова в 1809 г. С этого времени Крылов с разными интервалами создает свои басни, добавляя к ним написанные в промежутках между изданиями. Искусно прикрывшись маской простодушного фабулиста, он выразил свое понимание злободневных социально-исторических событий и всего государственно-политического строя.

 Крылов не был революционером, но не мирился с отрицательными сторонами тогдашней действительности и осудил их с точки зрения духовно-нравственных ценностей, почерпнутых народом в его историческом опыте.

Путь Крылова в русскую литературу был куда более тернист, чем у Карамзина, Жуковского или Батюшкова, выходцев из родовитых и обеспеченных дворянских семей. В отличие от них Крылов не получил блестящего образования. Но неблагоприятные условия жизни в известном смысле оказались полезными для его литературной деятельности: они уберегли Крылова от неумеренного влияния иностранного образования, которое разобщало культурное сословие русского общества с народной средой.

Один из самых почитаемых образов у Крылова – трудолюбивая пчела, за которой скрывается сам народ, а мухи, пауки – тунеядцы, расхитители народного добра («Муха и Пчела», «Пчела и Мухи», «Паук и Пчела»). В басне «Пчела и Мухи» Крылов утверждает, что настоящий патриотизм, настоящая привязанность к Родине возможны лишь у тех людей, которые трудятся для нее и вносят свою лепту в ее благосостояние, как пчелы носят мед в свой улей:

Кто с пользою отечеству трудится,

Тот с ним легко не разлучится.

Жанр басни под пером Крылова заметно изменился. В нее вошло такое глубокое философское, этическое, социальное содержание, которое было под стать комедии или роману. Крылов решал в басне задачи национального масштаба и серьезного литературного значения. Басня благодаря Крылову стала жанром, сравнимым с большими и «важными», как тогда говорили, литературными формами.

В баснях Крылова ожила национальная история, отлившаяся в проясненные баснописцем национальные моральные нормы, и русская нация в них нравственно осознала себя. Крылов использовал внутренние возможности жанра, не нарушая его строения и строго соблюдал законы, согласно которым басня состоит из морального поучения и рассказа. Он не отказывается от морали в пользу рассказа или от рассказа в пользу морали, а сохраняет и живой рассказ, комедийную сценку и нравоучительность.

Поэтому басня Крылова – это художественное произведение, в котором закреплен способ народного мышления, сохраняющий признаки простодушно-лукавого, не прямого проникновения в суть вещей, и сгусток народной мудрости, и эпический рассказ, и драматический эпизод, в котором персонажи действуют самостоятельно, в соответствии с их характерами. Через их непосредственные отношения проступают зримые черты того общества, в котором они обитают. В свою очередь, этот мир в их поведении и их устами выносит себе приговор. Басня Крылова не столько указывает на порок, сколько показывает его.

Не изменяя классических басенных правил, Крылов перестраивает соотношение между рассказом и моралью, наполняет рассказ живописными подробностями, создает характеры персонажей и образ рассказчика.

Мы собрали наиболее популярные устойчивые выражение, ставшие крылатыми благодаря басням Ивана Крылова, навсегда вошедшим в нашу жизнь.

А Васька слушает, да ест…

Хоть видит око, да зуб неймет.

У сильного всегда бессильный виноват. Где силой взять нельзя, там надобна ухватка.

В породе и чинах высокость хороша; но что в ней прибыли, когда низка душа?

От радости в зобу дыханье сперло.

Делом, не сведя конца, не надобно хвалиться.

За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам, да только воз и ныне там.

Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку.

Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука.

Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник.

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!

Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.

Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона!

А ларчик просто открывался.

Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а щука тянет в воду.

А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь.

Новости СВО: угрозы Крымскому мосту, российский флаг в Работино и новые удары по НПЗ

Одесская трагедия: 10 лет назад в Доме Профсоюзов произошло массовое убийство противников Евромайдана

Новости СВО: чёрные трансплантологи ВСУ, снаряды НАТО убивают и калечат россиян

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз