
Возложение цветов к памятнику первому мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку. С вдовой А.Собчака Людмилой Нарусовой. Фото Kremlin.ru Михаил Метцель, ТАСС
Мать Ксении Собчак может лишиться места в Совете федерации. В Госдуме подготовили поправки, которые позволят забрать мандат у Людмилы Нарусовой
Группа депутатов Госдумы и сенаторов внесла поправки в законодательство о статусе членов Совета федерации, которые позволят отзывать сенаторов по решению властей отправивших их в СФ регионов. Угроза нависла, в первую очередь, над представляющей главу Тувы Людмилой Нарусовой, вдовой бывшего мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака и матерью блогера Ксении Собчак.

Нарусова вовсю пользуется своим особым положением в российской политике. Она – чуть ли не единственный член Федерального собрания, открыто выступающая против развития СВО и новых «военных» законов. При этом не забывала Нарусова и свою семью, пытаясь надавить на Верховный суд для ускорения сделки по покупке сомнительного крабового бизнеса её дочерью. Правда, без успеха.

Поправки в закон о статусе члена Совета федерации внесла целая группа известных единороссов: сенатор Андрей Клишас, глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников и депутат Госдумы Леонид Ивлев, а также бывший первым зампредом Центризбиркома во времена Владимира Чурова. Они предложили вставить в закон новую статью о принудительном отзыве сенатора, не оправдавшего доверия. Для этого глава региона или председатель законодательного собрания, в зависимости от того кто именно отправил сенатора в СФ, должен обратиться с официальным представлением к главе верхней палаты Валентине Матвиенко.

В документе должно быть указано за что именно местные власти хотят отозвать своего представителя. А дальше судьбу «проштрафившегося» коллеги должны решить голосованием сами члены СФ. Ограничения – чтобы сенатора можно было уволить по представлению из региона, он должен минимум год проработать на своём месте, и должно пройти не меньше полугода с рассмотрения прошлого такого представления.

Сейчас сенатора против его воли выкинуть из Совета федерации почти невозможно. Есть всего три причины для этого – серьезные уголовные претензии силовиков (как это было с теперь уже бывшим сенатором от Карачаево-Черкесии Рауфом Арашуковым), доказанное наличие иностранных счетов или ценных бумаг, а также сотрудничество с иноагентами. Если ничего подобного на сенатора «накопать» не получается, то досрочно он может покинуть СФ только по собственному желанию или в связи со смертью.

В верхней палате есть сразу несколько сенаторов, которым стоит особенно напрячься в связи с поправками. Источники «Блокнота» говорят, что в первую очередь речь идёт о Людмиле Нарусовой, представляющей в СФ исполнительную власть далёкой от Москвы и небогатой Тувы. «Именно её вызывающее поведение стало поводом для возвращения к норме об отзыве сенаторов регионами», – сказал собеседник «Блокнота», близкий к администрации президента. Под «вызывающим поведением» он понимает многочисленные выступления Нарусовой, идущие вразрез с политикой государства, связанной с СВО.
Вот лишь два примера. В феврале нынешнего года Нарусова призвала разобраться с «запретом на артистов», не поддержавших СВО. Мол, «не надо заниматься охотой на ведьм» и «сводить счеты с теми, кто сделал шаг в сторону».

Это выступление вызвало недоумение подавляющего большиниства её коллег, но Нарусову тогда не стали лишать даже права голоса на заседаниях СФ. А в апреле она выступила против закона об электронных повестках. Мол, норма «сырая», гражданам непонятная, да и вообще «никак не состыкуется» с другими российскими закона и даже Конституцией. Нарусова призывала предоставить заключение на этот законопроект от уполномоченной по правам человека Татьяна Москальковой, но услышана не была.

Впрочем, куда менее невинные вещи Нарусова делала как сенатор безотносительно политики. В 2020-м году она решила помочь дочери Ксении Собчак в её бизнесе: та планировала купить несколько дальневосточных компаний, занимающихся добычей крабов и владеющих единственным в стране заводом по переработке этого ценного «дара моря». Холдинг, ключевой частью которого было ООО «Монерон» из Сахалинской области имело оборот в 24 миллиарда рублей, и Собчак открыто говорила о желании развивать этот бизнес.

Предприятие, правда, оказалось с душком. И вовсе не рыбным. Его прошлый руководитель Олег Кан, которого Собчак называла своим знакомым, который помогал ей в инвестициях ранее, ударился в бега после обвинения в махинациях с этими предприятиями, а доли в них находились под арестом по решению сахалинского суда. Видя, что сделка не клеится, Нарусова обратилась с письмом на имя председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева с требованием допустить представителей Собчак и её компаньонов в тяжбу. Но понимания не нашла. Осенью 2020 года медиадива объявила что отказалась от сделки. Но осадочек остался.

Претензии к Нарусовой из Тувы будут вполне обоснованы и без этих историй. По данным из открытых источников, в столице республики Кызыле сенатор была в последний раз летом прошлого года. Даже встречалась с главой республики Владиславом Ховалыгом. Но вот беда – против Нарусовой даже выходили на открытый протест местные общественники и бюждетники – мол, представительница совсем ничем не помогает республике. И действительно, никаких экономических прорывов благодаря Нарусовой добиться Туве пока не удалось. «Все знают, что семья Нарусовой – особенная в России. Благодаря её покойному мужу Анатолию Собчаку, старшему товарищу и учителю Владимира Путина, она имеет индульгенции чуть ли не на всё. Но идёт СВО, ситуация тревожная, и терпение ни у кого не железное», – отмечает собеседник «Блокнота» в администрации президента.

Помимо Нарусовой в СФ есть еще два сенатора, которым стоит насторожиться из-за новых поправок. Это представитель Хабаровского края Сергей Безденежных и сенатор от Бурятии Вячеслав Мархаев. Первый был выдвинут в СФ ныне сидящим за участие в нескольких заказных убийствах бывшим губернатором Хабаровского края Сергеем Фургалом. Безденежных изначально представлял ЛДПР, но после ареста Фургала рассорился с партией и сбежал к Сергею Миронову в СРЗП. Мархаев же давно находится в конфликте с главой Бурятии Сергеем Цыденовым, который теперь может избавиться от статусного соперника на абсолютно законных основаниях.

По словам близкого к администрации президента источника «Блокнота», новые поправки – предупреждение для всех сенаторов: «Сейчас члены СФ полностью защищены на весь период полномочий, и единственный способ заставить сдать мандат – это, фигурально выражаясь, убедительные просьбы. Но не все к ним прислушиваются. Теперь члены СФ должны стать дисциплинированнее».
Николай Тройнин
Самое интересное: