Во время ВОВ Гризодубова командовала авиаполком Авиации дальнего действия. Это был первый случай, когда командиром мужского полка была назначена женщина.
Также 10 мая Всемирный день движения «За здоровье», День основания Российской книжной палаты, Праздник иконы Божией Матери Дубенская Красногорская и День памяти преподобного Стефана Печерского, а также в этот день в 1907 году Столыпин в Госдуме заявил: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия», в 1932 году в Ленинграде завод «Коминтерн» выпустил первые 20 советских телевизоров, а в 1947 году на киностудии «Ленфильм» прошел общественный просмотр новой кинокартины «Золушка».
Подробнее поговорим о родившейся в этот день Валентине Степановне Гризодубовой (1909-1993) — советской летчице, полковнике (1943), участнице одного из рекордных перелетов, участнице Великой Отечественной войны, первой женщине, удостоенной звания Героя Советского Союза (1938).
Дочь изобретателя и летчика
Валентина Гризодубова — дочь изобретателя и летчика Степана Васильевича Гризодубова. Родилась она в Харькове. В доме Гризодубовых было два рояля, библиотека, доставшаяся в наследство от прадеда. Валентина с детства много читала, изучала немецкий и французский языки, занималась музыкой, пела вместе с матерью, обладавшей прекрасным голосом.
Первые два собранные руками Степана Васильевича аэроплана отрывались от земли лишь на несколько секунд, а третий уверенно взлетел. Уже в два с половиной года Валентина, привязанная к отцу ремнями, поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома.
В 14 лет Валентина совершила первый полет на планере в Коктебеле на слете планеристов. На знаменитых Планерных слетах Валентина познакомилась с С.П. Королевым. После окончания средней школы и музыкального училища Валентина поступила в Харьковскую консерваторию по классу фортепиано и параллельно в Харьковский технологический институт.
4 ноября 1928 года, будучи студенткой Харьковского технологического института, Гризодубова зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. В 1929 году Валентина поступила в Пензенскую школу летчиков-инструкторов.
С 1930 по 1933 год Гризодубова работала летчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролет», где подготовила десятки молодых летчиков. Среди ее выпускников — будущий дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов. Затем она стала инструктором летной школы около подмосковной деревни Тушино.
В 1934—1935 годах Валентина Гризодубова была летчиком агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной. Вышла замуж за летчика-испытателя В. А. Соколова. Осенью 1936 года у них родился сын Валерий,
Рекорды
Рекорды в авиации 1930-х гг. считались вершиной летного мастерства: пилоты разных стран соревновались, кто пролетит дальше всех, выше всех и быстрее всех. Фиксация рекордов происходила на основе четких алгоритмов действий.
В октябре 1937 года Гризодубова установила пять мировых авиационных рекордов для женщин на спортивных легкомоторных самолетах конструктора Яковлева, в том числе 24 октября 1937 года Гризодубова вместе с Расковой установили рекорд дальности по прямой (Москва - Актюбинск) среди легких самолетов 1-й категории. За спортивные достижения летчица была удостоена ордена Красной Звезды, который она получила в Кремле из рук М.И. Калинина.
В 1938 году Гризодубова решила побить женский мировой рекорд дальности полета, составлявший 4 тыс. км и принадлежавший французским летчицам. Преодолеть большее расстояние можно было только на бомбардировщике, но на военных самолетах советские летчицы ранее не летали, поэтому Гризодубова уговорила руководство доверить ей выполнение этой задачи, остановив свой выбор на дальнем бомбардировщике АНТ-37 и предложив назвать его «Родина». В свой экипаж Валентина пригласила уже известную в то время летчицу Полину Осипенко и штурмана Марину Раскову.
24—25 сентября 1938 года Гризодубова в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полета (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6450 км).
После Урала прервалась радиосвязь с землей, поэтому экипаж пролетел мимо Комсомольска-на-Амуре, где планировалась посадка и торжества. Когда бензина осталось на полчаса, Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси и приказала Расковой прыгать с парашютом, так как кабина штурмана находилась в носовой части самолета и при вынужденной посадке возникала угроза для жизни этого члена экипажа. Самолет приземлился на болота в верховьях таежной реки Амгуни. Поиски самолета велись активно, и экипаж все-таки обнаружили с воздуха. Из села Керби вышел катер «Дальневосточный», и в верховьях реки Амгуни и был обнаружен экипаж. Раскова была найдена на десятый день.
За этот перелет 2 ноября 1938 года членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
На фронте и в послевоенное время
Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101-м авиаполком Авиации дальнего действия. Это был первый случай, когда командиром мужского полка была назначена женщина.
На май 1943 года Гризодубова лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолете Ли-2 (дооборудованном под применение авиационных бомб калибром до 500 кг) на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержания связи с партизанскими отрядами. В 1943 году ей было присвоено звание полковника.
В командовании авиации были мужчины, которые ревностно относились к работе Гризодубовой. В письме мужу с фронта в 1943 году она сообщала: «…Если бы они могли, то просто съели бы меня живьем! Косность, дикое мужское самолюбие! Нужно еще много, много лет, чтобы наша партия вытравила эти пережитки капитализма из мужского мозга. Если «баба» взялась не за свое дело. Если (еще больший грех для нее) она имеет здравый ум, видит безобразия и прямо говорит об этом, то принимаются все меры и создаются условия, чтобы она сама отказалась от всего и ретировалась к домашнему очагу. Причем все это делается с любезной улыбкой…».
За всю войну командир мужского авиаполка была удостоена только ордена Отечественной войны. Полк получил почетное наименование гвардейского, а после боев под Ленинградом стал именоваться «Красносельским». Когда в списке представленных к медали «За оборону Ленинграда» не оказалось командира, летчики отказались принимать медали. Конфликт разрешился после личного визита командира корпуса Виктора Ефимовича Нестерцева, который вручил медаль Гризодубовой, и тогда ее подчиненные согласились на вручение наград.
Эти обстоятельства вынудили Валентину Степановну в 1944 году обратиться напрямую к Верховному Главнокомандующему, что командующий Авиации дальнего действия А. Е. Голованов трактовал в своих мемуарах как жалобу лично на него. Из архивных документов явствует, что обращения Гризодубовой и Голованова в ЦК ВКП(б) датированы одним и тем же днем: вероятно, Голованова оповестили о содержании письма Гризодубовой и ее обращение к Сталину передали вторым, поставив ее тем самым в невыгодное положение.
В результате проведенного расследования жалоба Валентины Степановны была признана необоснованной, после чего Гризодубову вывели из состава Авиации дальнего действия, а ее полк через несколько месяцев был преобразован в 31-й гвардейский бомбардировочный полк.
С 1946 года полковник В. С. Гризодубова находилась в запасе. После демобилизации из Советской армии она работала в гражданской авиации. В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ) на аэродроме Солнцево, который она и возглавила.
Гризодубова неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с прославленным летчиком М. М. Громовым она вступилась за С. П. Королева, будущего создателя советской космической программы; во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.
Последние новости России и Мира читайте здесь, на БлокнотРУ
#Новости России и мира#Новости России
#Новости мира